Спад, который не удастся остановить


Сравнительно скоро немцам придется менять привычный и комфортный образ жизни в соответствии с принципом «довольствоваться малым». Меньшей рабочей силой, меньшей динамичностью экономического развития, меньшим экономическим ростом. Такую точку зрения высказал Райнер Клингхольц, директор Берлинского института демографии и проблем развития. Это независимое научное учреждение разработало стратегию демографического развития страны. Основной вывод: ФРГ сможет сгладить драматические последствия демографического кризиса только активно проводя необходимые изменения. Как говорится, тут уж не до хорошего, лишь бы совсем плохо не стало.

Прежде всего, эксперты призывают отказаться от привычной догмы, кстати, вписанной в Основной закон ФРГ. В соответствии с нею государство должно обеспечить равные условия для жизни на всей территории страны. Но остановить деградацию сельских регионов Германии уже не удастся никакими способами, уверяют ученые.

Города от этой тенденции, напротив, только выиграют. Собственно, выигрывают они уже сейчас, но и дальше все пироги и пышки достанутся им, ну, а тумаки и шишки – аграрным регионам. Вот почему авторы стратегии выступают за проведение глубоких социальных реформ, за упорядоченный демонтаж вымирающих сельских коммун, а также за то, чтобы растущий разрыв в качестве жизни между городом и деревней воспринимался не как недостаток, который нужно преодолевать, а как некая данность.

Ученые сетуют на то, что в нынешней избирательной кампании проблемы народонаселения не играют практически никакой роли, хотя именно их последствия могут изменить страну больше, чем что бы то ни было. Да, федеральное правительство обнародовало в прошлом году свою демографическую стратегию. Но эксперты считают, что предлагаемых в ней мер совершенно недостаточно. Да и основывается эта программа на прогнозах, которые в условиях старения и численного сокращения населения страны не то, что чрезмерно оптимистичны, а просто нереалистичны.

Надежду политиков, что все регионы и в будущем смогут оставаться самодостаточными или хотя бы как-то выкручиваться с помощью не очень щедрых дотаций, авторы исследования считают в лучшем случае добросовестной иллюзией. А на деле в период с 2005 по 2010 годы население 2/3 сельских общин сокращалось. Во многих регионах, в особенности в Восточной Германии, процесс принял необратимый характер. Первыми закрываются школы, потом социально-культурные учреждения, вслед за этим уезжают врачи, а там уже перестают работать магазины, кабачки и пивные – и всё, на поселении можно ставить крест. Условия жизни ухудшаются настолько, что современные молодые люди не хотят оставаться в негостеприимных родных краях и перебираются в города.

Дело усугубляется тем, что отток населения заставляет коммунальные власти повышать налоги: инфраструктуру-то надо содержать, верно? Федеральные политики пытаются поддержать увядающие общины, хотя средств на эти цели и выделяется недостаточно. Ученые предлагают следующее решение: процесс не надо пытаться затормозить, его необходимо упорядочить и активно контролировать. Для этого надо пересмотреть нормы и стандарты, которые зачастую разработаны для условий больших городов. Например, надо допустить существование малокомплектных школ, чтобы общины не были вынуждены их закрывать. А на плечи членов общины – медицинских сестёр – нужно было бы возложить больше задач по обслуживанию местного населения.

Также коммунам надо предоставить большие полномочия для поиска новых путей спасения. Скажем, в деревнях стоило бы возрождать традиции жизни нескольких поколений под одной крышей и укреплять соседскую взаимопомощь и общинные традиции. Сказать это легко, но вот как сделать?

Марина СМИРНОВА

№6-8(78), 2013