Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > И куда теперь девать этот рапс?

И куда теперь девать этот рапс?

image_pdfimage_print

На первый взгляд замысел выглядел ну просто лучше некуда: выделение щедрых дотаций на производство так называемого биобензина было призвано решить сразу три проблемы – позволить гражданам Единой Европы сохранить мобильность, воспрепятствовать изменениям климата и предоставить новый источник дохода производителям сельскохозяйственной продукции. Однако всегдашнее стремление чиновников и политиков угодить и нашим, и вашим не выдержало столкновения с реальностью.

Собственно, можно было еще на первом этапе прислушаться к тем, кто задавал простой вопрос: стоит ли тратить деньги и силы на то, чтобы скрестить крота с лягушкой? Но их предпочли объявить ретроградами, которым не должно быть места в прекрасном новом мире, где сырье для автомобильного горючего будет произрастать на полях, призывно желтеющих рапсовым цветом. В Германии под это дело взбодрили целую отрасль – а почему бы и нет, при такой-то светлой перспективе?

Однако к осени прошлого года даже до экологически самых сознательных чиновников Европейской Комиссии дошла некоторая абсурдность ситуации: стоит ли тратить прорву горючего, чтобы вырастить сырье для горючего? Не говоря уже о том, чтобы столь бездарно обходиться с плодородными землями, способными давать первоклассное продовольственное сырье? Разумеется, этому запоздалому прозрению поспособствовал экономический кризис, не оставивший возможностей для столь вольного обращения с дотациями.

Итак, было предложено, чтобы доля биотоплива, используемого в Европейском Союзе, была заморожена на нынешнем уровне в 5%. Чтобы не давать лишнего повода для критики экодемагогам, которые и без того найдут к чему прицепиться, вместо продовольственного сырья было предложено использовать то, что изящно назвали «биосырьем второго поколения» – водоросли, отходы сельхозпроизводства и шлам с водоочистных сооружений.

Реакция германских производителей биогорючего была легко предсказуемой: глава объединяющего их союза Эльмар Бауман заявил, что Европейская Комиссия уступила давлению неких неправительственных организаций и предложила «ошибочные, по сути, произвольно установленные нормы». А за всем этим господину Бауману видна загребущая рука многонациональных нефтяных корпораций, стремящихся помешать появлению видов топлива, являющегося альтернативой ископаемым углеводородам. Как видно, теории заговора имеют успешное хождение не только в нашем отечестве.

Недовольство Эльмара Баумана легко объяснимо: над всей биобензиновой отраслью ФРГ нависла отчетливая угроза коллапса. Давайте посмотрим, как обрисовывает эту ситуацию германская пресса.

По сути дела, здесь повторяется та же история, что и в гелиоэнергетике, где немецкие производители полностью продули состязание с китайскими конкурентами. С обвинениями в демпинге еще предстоит разбираться, но факт остается фактом: солнечные батареи «Мэйд ин Чайна» захватили рынок. Вот и на рынке биотоплива картина сходная. Доля чисто германской продукции быстро сжимается, над ней берут верх топлива из импортных сои и пальмового масла, которые произвели в Азии и Латинской Америке. Крупнейший в ФРГ независимый изготовитель биодизельного топлива – «Фербио» – уже заявил, что несет большие убытки и отказывается от использования доморощенного рапса и зерна. Сумма потерь, о которой объявил концерн, вполне весома: с июля 2012 года она вылилась в 143 миллиона евро. Согласитесь, при прибылях, которые за сопоставимый период предыдущего года составили 6,6 миллиона евро, нынешний результат трудно назвать иначе, чем финансовым крахом.

Дело еще и в том, что Европейская Комиссия в 2012 году что-то намудрила с сертифицированием германской сельхозпродукции, и в итоге большая часть урожая рапса осталась нераспроданной. Нефтяные концерны, которые делают заказ на определенные объемы биотоплива в январе каждого года, из-за той же самой сертификации не стали обращаться к германским производителям. И тем в результате пришлось сбывать свою продукцию по дешевке – на рынках третьих стран. А из Аргентины и Индонезии завезли биодизельное топливо, сделанное на основе сои и пальмового масла. Долго ли выдержат германские производители такое двойное давление? Едва ли…

Наверное, поэтому правление «Фербио» пришло к выводу о том, что надо менять стратегию использования сырья – местного, в основном восточногерманского. Дочернее предприятие – «Мэрка», ведущий германский поставщик масличных семян, зерна, соломы и древесины – выставлено на продажу. Вопрос только в том, будет ли оно продано целиком или по частям. Знаковый факт: сама «Фербио» выросла в 2006 году из компании «Мэрка», основанной значительно раньше – в 1991 году.

По аграриям, выращивающим рапс, брюссельские новации ударили весьма чувствительно. Очевидно, что долгосрочные договоры на поставку сырья уходят в прошлое, а выгодно ли заниматься сельхозпроизводством в таких условиях – судите сами.

Вообще идея использования биотоплива считалась важнейшим элементом европейской политики борьбы с изменениями климата. Нефтеперерабатывающей отрасли из Брюсселя спускали квоты, в соответствии с которыми к топливу они были обязаны подмешивать определенные объемы компонентов, произведенных из возобновляемого сырья. В среднем эта квота сейчас составляет для бензиновых и дизельных двигателей 6,25%. Была даже поставлена задача довести её к 2020 году – осталось-то всего лишь 7 лет! – до 10%. Причем, Брюссель ввел специальное ограничение: удовлетворение потребности в биологическом сырье не должно происходить за счет вырубки тропических лесов в Малайзии и Индонезии – основных странах-поставщиках пальмового масла. На практике из благих намерений вышло, мягко говоря, не совсем то, что задумывалось. Все существующие плантации в этих странах зарезервировали для удовлетворения спроса со стороны европейских потребителей биотоплива. Но ведь есть еще потребности мировой пищевой промышленности. А для их удовлетворения вполне успешно стали сводить тропические леса на дополнительных площадях, благо для этого никакие экологические сертификаты уже не требуются.

А вот германские производители, кстати, вложившие многие миллиарды марок в свою отрасль, рискуют никогда не получить не только прибылей, но даже и не компенсировать затрат. Под угрозой оказываются многие рабочие места, что в канун парламентских выборов может создать лишние проблемы.

В лучшем случае, чтобы судьба урожая этого года не оказалась столь же печальной, как у прошлогоднего, германским аграриям предстоит потратить изрядные деньги на то, чтобы обзавестись нужными сертификатами. Это не вызывает ни малейшего энтузиазма, в особенности у мелких и средних землевладельцев.

Пока все попытки добиться от Брюсселя каких-нибудь послаблений, оказываются безуспешными. Ну и куда теперь прикажете девать весь этот рапс?

Андрей ГОРЮХИН

№5(77), 2013

№5(77), 2013