Главная > Открываем старый свет > Век учись > Исследование со спорными выводами

Исследование со спорными выводами

image_pdfimage_print

Единая Европа все отчетливее распадается на два заметно отличающихся друг от друга региона – «бедный Юг» и «богатый Север». В этом, увы, нет ничего удивительного: в любой стране Старого Света, даже не очень большой, есть свои процветающие и депрессивные регионы. А если рассмотреть состояние дел в какой-либо отрасли, к примеру, в образовании, то и там проявится это разделение.

В Германии «бедным Югом» с точки зрения развития образования остаются восточные земли республики, территория бывшей ГДР. Понятно, что это не сильно согласуется с теми цветущими ландшафтами, в которые велеречивые западные политики обещали превратить поглощаемую ими страну, но уж что получилось, то и получилось. Вот такой не особенно приглядный факт констатируется в недавно проведенном Европейским Союзом исследовании, озаглавленном «Осторожно, пробел!»

Если не усомниться в результатах этой работы (а в Германии они тут же были поставлены под сомнение), то в Мекленбурге – Передней Померании или Бранденбурге квота окончивших среднюю и высшую школу такая же, как в южных областях Италии или странах европейского юго-востока. Понятно, что в ФРГ, не без оснований гордящейся лидирующим положением в Европе, такое сравнение сочли для себя унизительным.

Однако, член Европейской Комиссии, куратор европейской образовательной политики Андрула Василиу уверена: «Надо обращать внимание на географическое неравенство в образовательной сфере, если есть намерение развивать регионы взвешенно, добиваясь их социального равенства».

Карта различий в сфере образования, составленная по 271 региону 27 стран ЕС по суммарным показателям, сразу же демонстрирует разительные различия. И в самом деле, земля Бранденбург на ней выглядит ничуть не лучше испанской Астурии или итальянской Сардинии. Зато, если учесть только долю тех, кто проучился больше десяти школьных лет, то во многих регионах Восточной Германии все будет выглядеть не то, что нормально, а просто здорово. Вот, к примеру, в Хемнице десятилеткой удовлетворяется только один из десяти школьников, свыше 60% получают гимназический аттестат зрелости. В Дрездене доля выпускников высшей школы достигает 30%, что на германском уровне передовой результат, хотя в общеевропейском сравнении отстает, скажем, от Лондона, с его 40%.

Руководитель отдела школ в Директорате образования и культуры Европейкой Комиссии Адам Тайсон считает: цель проведенного исследования состоит в том, чтобы усилить ответственность местных властей за состояние дел в этой сфере. Может быть, в этом и есть рациональное зерно. Ведь, например, Саксония – Анхальт из всех пяти «новых» федеральных земель имеет самый низкий в Германии показатель получения образования (доля учащихся в средней или высшей школе по отношению ко всему населению) – 17%. В Берлине он равен 19%, в Гамбурге – 20%, в Бремене – 22%.

Разумеется, анхальтское земельное министерство науки и образования заявило, что полученные результаты нерепрезентативны, поскольку системы образования в Европе слишком разнятся, чтобы на основании статистики судить о провале политики в этой сфере. Ничего другого от чиновников и ждать не приходится, ну, не признавать же им, в самом деле, собственные ошибки.

Хотя есть у них и чем козырнуть. Та же отстающая Саксония – Анхальт по числу студентов, приехавших туда из других земель и из-за границы, оказывается в общегерманском сравнении в числе прочных середнячков – 42%. Между прочим, это больше, чем у вполне экономически процветающей Баварии.

Еще одну важную проблему поднимает Доминик Орр из ганноверского Института исследования проблем высшей школы. Сформулировать её можно так – удаленность высшей школы от места проживания студента. Здесь Германия находится в числе безусловных лидеров – вместе с Великобританией и Нидерландами. В ФРГ 97% студентов добираются до своего института или университета не более 60 минут. С этой точки зрения низкая квота учащихся в Бранденбурге не вызывает больших опасений, ведь рядом столичный Берлин с его многочисленными вузами – только одних университетов три. Хотя 32 бранденбургских процента на фоне 74 бременских выглядят весьма непрезентабельно.

Словом, усреднение, которому прибегли авторы исследования, даёт слишком сильный повод для критики. А жаль. Проблема-то налицо и лучше её решать, чем отвергать существование.

Андрей ГОРЮХИН

№4(76), 2013

№4(76), 2013