Главная > Тенденции & прогнозы > Саммит > Евросоюз: и экономить, и расти

Евросоюз: и экономить, и расти

image_pdfimage_print

Водораздел между «дисциплинированным», благополучным Севером Европы и ее «анархичным», стремительно беднеющим Югом, вновь проявился на очередном, весеннем, саммите ЕС. Встреча в верхах состоялась в середине марта и позволила несколько сблизить позиции этих регионов, причем уступать теперь пришлось «северянам» во главе с канцлером Германии Ангелой Меркель. Однако сами участники Европейского Совета предпочитают считать его итоги «гибкостью, проявленной обеими сторонами».

Главным пунктом повестки дня саммита «двадцати семи» впервые с начала долгового кризиса в зоне евро была не финансовая, а, скорее, политическая составляющая. Точнее – проблема: как при сохранении жестких бюджетных ограничений и продолжении структурных реформ вывести экономику из стагнации и подтолкнуть ее к росту, а также сократить безработицу, которая приближается к 27 миллионам человек (см. «ЕС «приговорен» к безработице?») и приобрела во многих странах угрожающие масштабы? Ведь нынешняя экономическая политика ведет не только к нарастанию социальных протестов, но и, что еще опаснее – к активизации на политической арене сил, ратующих за выход наиболее пострадавших стран из зоны евро и даже за развал единой Европы. Это наглядно продемонстрировал неожиданный успех «Движения пять звезд» во главе с комиком Беппе Грилло и провал реформатора Марио Монти на досрочных парламентских выборах в Италии (см. «Италия: выборы после выборов?», N2 (74), 2013) .

Возникшую ситуацию наиболее четко, пожалуй, описал глава правоцентристского правительства Испании Мариано Рахой: «Существует двойная угроза – не только отдаления Европы от перспективы экономического роста, но и отдаления граждан наших стран от самой (единой) Европы».

Именно Испания наряду с Италией особенно активно поддержала французского президента-социалиста Франсуа Олланда, который выступил инициатором отхода от безоглядного курса на жесткую экономию, за борьбу с безработицей всеми доступными средствами и за проявление большей солидарности странами Евросоюза. Канцлер Германии А.Меркель, наряду с лидерами ряда стран северной Европы, настаивала на необходимости «подождать, пока начнут работать проведенные реформы», однако впервые согласилась с тем, что «консолидация бюджетов не должна препятствовать росту экономик». Более того, она подчеркнула, что приоритетом отныне должны стать развитие экономики и борьба с безработицей. Участники саммита высказались в поддержку и содержащегося в прощальном письме и.о. премьер-министра Италии М.Монти предложения вычитать суммарные государственные инвестиции при определении размера бюджетных дефицитов в странах еврозоны. Это позволит несколько сократить их, не прибегая к дальнейшему урезанию расходов.

В итоговом коммюнике, выдержанном в компромиссном тоне, говорится о необходимости принять «дополнительные краткосрочные антикризисные меры», применять новые стимулы роста (их суть не раскрывается), оказывать помощь безработной молодежи, а также задействовать предусмотренные ранее инструменты. На последнем тоже настоял президент Франции. Речь идет о дополнительных инвестициях на сумму 120 миллиардов евро, предусмотренных «Пактом роста». Он был создан в июне прошлого года, но до сих пор бездействует из-за отсутствия необходимых условий. Глава Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу отвергает обвинения в медлительности и заявляет, что нерасторопны как раз правительства стран еврозоны.

Очередной саммит ЕС показал: европейские лидеры постепенно убеждаются в необходимости изменять экономическую политику: сочетать структурные реформы и сокращение дефицита бюджетов с всемерным стимулированием роста. Или, другими словами, попытаться совместить германскую модель с англосаксонской. Удастся ли им решить эту сложнейшую задачу?..

* * *

Встреча в верхах рассмотрела и состояние стратегических отношений Европейского Союза с Россией. Вновь прозвучал вывод о необходимости для ЕС и государств-членов занять «очень чёткую единую позицию», «действовать сплочённо» в отношении Москвы. Брюссель призвал российскую сторону полностью выполнять обязательства, вытекающие из её членства во Всемирной торговой организации.

Острую полемику среди лидеров «двадцати семи» вызвало предложение Франции и Великобритании отменить эмбарго на поставки оружия сирийским повстанцам. Оно было продлено Евросоюзом всего двумя неделями раньше.

Сторонники снятия запрета ссылались на позицию России, которая, по их словам, снабжает оружием режим президента Башара Асада. Более того, президент Франции Ф.Олланд заявил, что в случае отказа партнёров по ЕС его страна может «выполнить свой долг» в отношении Сирии и без одобрения Брюсселя. На такую возможность осторожно указал и премьер-министр Британии Дэвид Камерон.

Против такого намерения твёрдо выступили лидеры Германии, Австрии и Швеции. В результате окончательное решение по этой проблеме может быть принято на встрече 22 апреля. По мнению главы дипломатии ЕС Кэтрин Эштон, «необходимо очень тщательно проанализировать все последствия подобного шага».

Александр СОКОЛОВ

Кстати
Первый председатель Европейского Совета (эта постоянная должность была предусмотрена «Лиссабонским договором») бельгиец Херман Ван Ромпей объявил о решении уйти из политики в декабре 2014 года, когда истекает его второй мандат.
Став фактическим президентом ЕС, Х.Ван Ромпей проявил талант переговорщика. Он также сумел сохранить, хотя бы внешне, нормальные отношения с председателем Еврокомиссии португальцем Жозе Мануэлом Баррозу.
В Брюсселе уже называют возможных преемников Х. Ван Ромпея. Одной из весьма реальных кандидатур считают итальянца М.Монти.

№3(75), 2013

№3(75), 2013