Ловушка для доверчивых


В обиходе немцы называют эту форму занятости английским словом «миниджобз». Ну, конечно, речь идет о частичной занятости. Ее, порой, считают хорошим выходом из положения те, у кого нет возможности трудиться полный рабочий день – студенты, родители маленьких детей, те, кто вынужден ухаживать за больными родственниками и так далее. Надо ли говорить, что на этом «рынке мини-зарплат» полным-полно женщин, которые драят полы, стоят за прилавками, чередуются за кассовыми аппаратами, упаковывают мясную и сырную нарезку, расставляют товары по полкам супермаркетов и так далее.

Что ж, раз рынок есть, его надо исследовать. Это и было сделано по просьбе двух серьезных заказчиков – федерального министерства по делам семьи, возглавляемого Кристиной Шрёдер, и земельного министерства труда Северного Рейна – Вестфалии, которым руководит Гунтрам Шнайдер.

Не так давно германские журналисты заметили: а что это результаты исследования, сделанного по заказу госпожи Шрёдер, были просто вывешены на официальном сайте этого ведомства, без сопутствующей помпы в виде сообщений для прессы или, скажем, пресс-конференции? Чем продиктована такая сдержанность? Прозвучали крамольные предположения о том, что в 100-страничном документе содержатся не особенно радужные данные и выводы, к которым до поры лучше не привлекать внимания.

Так оно и оказалось. «Миниджобз» для женщин таят в себе две мрачные перспективы – непременную, на протяжении всей жизни финансовую зависимость от лучше зарабатывающего мужа и малообеспеченную, если не сказать откровенно – бедную старость. Исследование рассматривало, прежде всего, ситуацию тех женщин, которые попали в ловушку относительно привлекательной частичной занятости, следуя простой логике – это все пока, на время, а уж потом… Но нет ничего более постоянного, чем временное решение проблемы. Вот почему 34% женщин прибегали к частичной занятости на протяжении 10 лет или дольше. А 55% – дольше 6 лет. Вот вам и временно, пока, ненадолго и так далее… Десять лет – изрядная часть трудовой биографии.

Интересен отраслевой разрез этого исследования. В гостинично-ресторанном бизнесе сорваться с крючка «миниджобз» и перейти на рабочую неделю, превышающую 20 часов, удается примерно трети женщин. А вот 57%, в конце концов, просто бросают работу, переходя на иждивение мужа. В здравоохранении дело обстоит несколько лучше, но 40% представительниц прекрасного пола в итоге ограничиваются ролью домохозяйки.

Для сведения: опрос проводился среди 2 тысяч женщин, половина которых по сей день оставалась в тисках «миниджобз», а вторая половина побывала в них прежде.

Какие же плюсы и минусы имеет этот вид занятости? Экономические выгоды? В краткосрочном плане – безусловно, поскольку нет необходимости отчислять социальные выплаты и налоги. Но все это отольется вам в старости, поскольку у вас не будет собственной медицинской и пенсионной страховки, ибо вы не делали соответствующих отчислений. А ведь те, кто сел на иглу «миниджобз», привыкают так, что с каждым годом для того, чтобы радикально изменить свой образ жизни, требуются все большие усилия. Не говоря уже о том, что работодатели воспринимают таких работников (и не без оснований) как людей, не имеющих серьезной квалификации и годящихся только на малопочтенную роль «подай, принеси, пошла вон».

Причем то, что на первом этапе такие люди соглашаются на карьеру «миниджоблера» – это вовсе не следствие невозможности найти другое место, а осознанный выбор, хотя и зачастую ошибочный. Как утверждает статистика, всего 14% не имели перспективы найти работу за пределами «миниджобз». Исследование, проведенное Рейнско-Вестфальским институтом экономических исследований, установило, что средняя часовая оплата таких работников составляет весьма небольшую сумму – 9,45 евро. Кроме того им отказываются платить в случае болезни, не дают и отпускных, хотя и то и другое работодатели делать обязаны.

Всего на таких условиях в Германии трудится около 7 миллионов человек, 4,6 миллиона из них женщины. И давайте скажем честно: никто, кроме них, в этом не виноват. Ну кому сегодня в Германии неизвестно, чем дело может кончиться в случае развода – прямо скажем, не такая уж редкая ситуация, правда? Или кто-то скрывает от них, что в старости они могут рассчитывать только на мизерную пенсию, а уволить их значительно легче, чем тех, кто работает полный день? Ну не может же быть, что никто из них ни разу не держал в руках газет, в которых об этом пишут постоянно.

А профсоюзные активисты, эксперты по вопросам трудовых отношений и даже некоторые политики давно и упорно требуют, чтобы «миниджобз» были поставлены вне закона. Правда, политики могут покивать головой, но ничего не делают: практических попыток перекрыть этот путь в бедность с их стороны пока не замечено.

Напротив. Верхняя граница заработка при неполной занятости была поднята с 400 евро до 450. «Миниджоблеры» по этому поводу даже радовались: 50 евро для них заметная сумма. Вот такая получается арифметика…

№3(75), 2013