А дрова-то спёрли!

image_pdfimage_print

Нет, это вовсе не финал старинного анекдота про бабушку и дрова. Это, знаете ли, повседневность, обыденное преступление, все чаще встречающееся в германской земле Гессен. Представьте себе, в Европе, в ХХI веке вновь возрождаются правонарушения, характерные разве что для века ХVI, когда бедняки потихоньку ходили в господский лес, чтобы набрать вязаночку хвороста.

Разумеется, сейчас это дело поднято на должный технический уровень, это вам не бабулька с саночками. Вот кража, случившаяся этим летом в лесничестве Франкенберг. За ночь исчезли 50 кубометров деловой древесины лиственных пород, подготовленной для отправки на лесопилку. «Это были, по меньшей мере, два с лишним грузовика, на себе столько не унесешь», – рассказывает Андреас Шмитт, руководитель лесничества. Клиенты понесли ущерб в 5 тысяч евро. И это далеко не единственный случай, хотя может быть и самый масштабный. А.Шмитт признаёт, что число таких краж все время возрастает.

Разумеется, не все оснащены армадой грузовиков и подъемным краном. Некоторые воришки приезжают на своей машине, нагрузят полный багажник дровишек и поминай, как звали. Те, кто действуют с большим размахом, могут притащить за собой автоприцеп. Эти уже тырят не для собственного потребления, а продают добытое постоянным клиентам. Частенько обнаружить кражу удается далеко не сразу, а лишь через несколько дней, а может быть и недель. Тут уж искать вора абсолютно бесполезно: след давно простыл.

Лесники дисциплинированно обращаются в полицию, но пресс-секретарь полицай-президиума Восточного Гессена Мартин Шефер откровенно признается: раскрываемость таких преступлений очень низка, хотя их число растёт. Да, ущерб от одного правонарушения по большей части пустяковый, но ведь в сумме все складывается в изрядные потери. Официальный представитель гессенского лесного ведомства Петра Вестфаль поясняет, что общая сумма ущерба заметно превышает миллион евро в год. Побудительный мотив преступников очевиден: с тех пор, как пять лет назад начали расти цены на энергоресурсы, люди вспомнили о дровишках. Да и на них цены тоже изрядно подскочили. Короче сказать, криминальный бизнес стал вполне привлекательным.

В случаях, подобных фалькенбергскому, работают профессионалы. Водитель, который и так занят перевозкой лесоматериалов, может решить, что самое время прихватить побольше – для пополнения семейного бюджета. Фрау Вестфаль даже проявляет подлинное великодушие, утверждая, что виной тому зачастую бывает неразвитость правосознания отдельных водителей. Дескать, они не знают, что совершают правонарушение.

Признаюсь, выглядит это очень странно: ну, никак не верится, что взрослый человек может не представлять, будто закон не запрещает брать чужое. Неужели в Германии и в самом деле встречаются подобные уникумы? Представьте себе, Петра Вестфаль утверждает что – да, встречаются и в немалых количествах. Дело в том, что они почему-то относят это к категории правонарушений, называемых в Германии «мундрауб» – кража небольшого количества съестного, которое тут же съедается. Ну, вроде как яблоко в чужом саду сорвать. Как прикажете с этим бороться?

Однако гессенские лесники решили прибегнуть к действенному, по их мнению, средству – теперь места хранения лесоматериалов оборудуются спутниковой сигнализацией*1, которая должна отпугнуть злоумышленников. Устанавливают эти чудеса электроники как государственные, так и частные лесные хозяйства. Ведь работников там, как правило, мало, сторожей на все делянки не напасешься, а так хоть какая-то защита. Надо полагать, над тем, что сигнализацию преступники очень быстро научатся отключать, пока еще не задумались. А зря.

Гораздо более действенным средством представляется работа «под заказ»: лес рубится не впрок, а точно в том количестве, которое нужно клиенту, он его сразу оплачивает и забирает. А иначе, как ни старайся, все равно всё не устережешь.

Сергей ПЛЯСУНОВ

*1 Передатчик может дремать неделями, даже месяцами. До тех пор, пока не сработает детектор движения. Как только охраняемые им бревна или дрова начинают перемещать, он просыпается и тщательно следит, чтобы они не покидали определенный периметр. Стоит этому произойти, как он тут же передаст свои координаты через GPS на соответствующий интернет-портал, а хозяин получит электронное письмо или СМС: внимание, воры. И дальше датчик будет докладывать обо всех перемещениях краденого добра. А уж это дело хозяина, поднимать ли ему тревогу, информировать ли полицию и так далее.
Стоит такое устройство 50 евро – вместе с монтажом. Обслуживание и все последующие ай-ти услуги поднимают цену до 300 евро с каждого прибора. Сейчас в Гессене работают около 60 таких электронных «сторожей». Есть ли от них толк? Пока рано делать глобальные выводы, но одно преступление уже раскрыто. Когда счет работающих устройств пойдет на сотни, то можно будет делать выводы.

№3(75), 2013

№3(75), 2013