Главная > Дневник событий > Нововведения > Медленная смерть мелких монеток

Медленная смерть мелких монеток

image_pdfimage_print

В Германии намечается переворот. Нет, упаси бог, не политический, об этом речь не идет. Однако новация в сфере денежного обращения предпринята весьма решительная, хотя и, как это водится у немцев, весьма тщательно подготовленная. Свой проект Бундесбанк лелеял многие годы.

Задача была поставлена вполне конкретная – сделать снабжение наличностью более эффективным, что в переводе с бюрократического языка означает более дешевым. Теперь все это постепенно проводится в жизнь, и у знающих людей уже появились основания для того, чтобы сделать первые выводы. Берлинская газета «Вельт» приводит два возможных варианта: или покупки в супермаркетах станут обходиться дороже, чем прежде, или монетки в один и два евроцента полностью исчезнут из обращения.

Ну, да и бог с ними, скажете вы. Но речь-то идет о Германии, где каждый добропорядочный немец с детства усваивает непреложную истину: кто не уважает пфеннига, тот не достоин талера. Wer den Pfennig nicht ehrt, ist des Talers nicht wert – по-немецки это зарифмовано, а потому легко запоминается. Разумеется, все это полностью относится и к евро, и к евроцентам, а потому вымывание из обращения – назовем их на русский манер – копеек и семишников будет сопровождаться округлением цен, разумеется, преимущественно в сторону увеличения. А потому восторгов ни у кого не вызовет.

Как это стало возможным? Оказывается, к такому итогу страна шла уже давно, просто общественности это было незаметно, а большинству, по определению состоящему из неспециалистов, еще и непонятно. Уже с момента введения в обращение евро Бундесбанк принялся помаленьку закрывать свои филиалы во многих германских городах. Тому, кого в газетах называют Отто Нормальфербраухер, что по-русски значит – Отто Обычныйпотребитель, это было абсолютно безразлично. Чего нельзя сказать о банках, торговцах и тех, кто занимается перевозкой ценностей: мелочь они свозили именно в эти филиалы и там же её получали при необходимости. Начиная с 2002 года, сеть эта становилась все более и более редкой: Бундесбанк решил, что организация снабжения экономики разменными деньгами, а соответственно и оплата этого процесса не входит в его задачи.

Но, несмотря на это, до конца минувшего года предприятия торговли могли в любой момент взять в отделении Бундесбанка необходимую им сумму, в том числе и весьма небольшую. Но это стало невозможным: теперь эмиссионный банк оставил за собой только функции оптового торговца деньгами. На практике это будет выглядеть так. Мелочь отныне можно получить только в объеме так называемого нормативного контейнера, где напихано монеток на сумму 314 тысяч евро. Легко сообразить, что даже по финансовым соображениям такое себе могут позволить только весьма крупные торговые точки. Не говоря уже о том, что такой контейнер весит ни много, ни мало – около 7 тонн и размеры имеет соответствующие.

Понятно, что Союз торговцев отбивался от этого нововведения руками и ногами. Однако сделать не смог ничего, кроме того, чтобы попугать публику разговорами о том, что вот-вот разразится кризис наличного обращения. Как и всякий сконструированный для определенных целей ужастик, этот сценарий не реализовался. Введение многотонных контейнеров в целом прошло успешно. Это была вынуждена признать и торговля.

Итак, все к лучшему в этом лучшем из миров? Ну, если иметь в виду интересы Бундесбанка, то – да: ему удалось сэкономить изрядные деньги. Как сообщил Карл-Людвиг Тиле, член правления, отвечающий за снабжение страны наличностью, только за январь этого года расход средств на указанные цели снизился на 30%. Однако Ульрих Бинненбёссель из Союза розничных торговцев считает это «расчетами молочницы» (Milchmädchenrechnung). В одной из немецких сказок повествуется о девушке, несшей на базар крынку молока и по дороге мечтавшей о том, что можно приобрести на вырученные деньги. Разумеется, в итоге замечтавшаяся героиня грохнула крынку оземь.

Конечно, Бундесбанк сумел сэкономить, но только потому, что эти затраты теперь несет торговля. Для неё получение монет стало более дорогим и сложным делом. Почему? Оказывается, тот, кому не нужен контейнер-семитонник, может все же заказать мелочишку в меньшем объеме – в порядке исключения и за отдельные деньги. Если раньше заказ стоил по 25 евро за каждый номинал монет, и легко было рассчитать, сколько выгодно взять исходя из конкретных условий, то теперь за «колбаску» из пятидесяти одноцентовых монет надо выложить 25 центов! Неплохой навар для банка!

Но и это, оказывается, еще цветочки. А с 1 мая нынешнего года появятся и ягодки. Тогда кончатся все исключения, и Бундесбанк будет выдавать желающим только контейнеры, и ничего больше. Получите семь тонн мелочи и распишитесь!

Вы уже догадались, кто возьмет на свои плечи нелегкую ношу снабжения торговли центами? Ну, конечно же, частный бизнес и коммерческие банки, способные поместить у себя в хранилище гигантский ящик с новенькими блестящими монетками. Причем, делать они это будут не бесплатно, ну какой же может быть бизнес без прибыли?

Заметим, что в Германии обращается 110 тысяч тонн металлических монет, которые приходится сортировать, временно хранить, транспортировать и так далее. Во что это, в конечном счете, обойдется торговле, пока никто сказать не может. Ульрих Бинненбёссель полагает, что цена каждой «колбаски» может вырасти на семь-восемь евроцентов. На таких условиях одно- и двухцентовики может заказывать только полный идиот.

Но то, что просто не по силам большому магазину, хлестко ударит и по крупным концернам. «Очень быстро дополнительные расходы выльются в несколько тысяч евро в день. И как минимум часть их будет тут же переложена на плечи конечного потребителя», – говорит он. Получается совершенно сюрреалистическая картина: потребитель, то есть, в конечном счете, налогоплательщик, будет расплачиваться за то, что Бундесбанк решил сэкономить деньги налогоплательщиков. Н-да…

Но эмиссионный банк возражает на это, что всемогущая рука рынка и благотворная конкуренция между желающими заняться деньгоснабжением торговли все отрегулируют и расходы не вырастут ни у мелких магазинов, ни у крупных концернов. Эти бы слова, да богу в уши!

Конечно, господин Бинненбёссель представляет лоббистскую организацию и в такой ситуации вбрасывание страшилок – его прямая обязанность. Те, кто не склонен к излишнему алармизму, тоже очень надеются, что худший сценарий всё же не реализуется. Конкуренция в германской торговле и в самом деле очень жёсткая, а потому просто тупо повысить цену для компенсации издержек едва ли получится. Часть расходов вполне могут взять на себя банки, просто чтобы не злить сверх меры давних и состоятельных клиентов. Словом, надо посмотреть, как это всё в итоге обернётся.

Сумели же голландцы подать разумный пример того, как можно спокойно решить вопрос и более или менее справедливо разделить расходы на всех! В тамошних магазинах теперь округляют сумму до пяти евроцентов, причём как вверх, так и вниз. То есть если вам насчитали 3,97 евро – платите 3,95. А если 3,98, то тогда уж четыре евро. Чем не выход?

Очевидное последствие: монеты в один и два евроцента из обращения там почти исчезли, перестав быть нужными. Нидерланды экономят на этом около тридцати миллионов евро в год. Нечто похожее предпринимается и в Финляндии, где объём обращения монет наполовину меньше, чем в среднем по Европе.

В 2004 году в Германии этот вопрос уже обсуждался. Что же помешало последовать разумным примерам? А вы вспомните пословицу, которая приведена выше. Хотите, называйте это скаредностью, хотите – рачительностью, но не готовы немцы отказаться от самых маленьких монет, и всё тут. По данным опросов, семь лет назад за это высказалось 54% бундесбюргеров.

Упирается и торговля. Её лоббисты настаивают на том, что высшим приоритетом для них являются правдивые и прозрачные цены. «Многие потребители очень чувствительны к изменениям цен, поскольку помнят их наизусть», – уверяет У.Бинненбёссель. Однако можно не сомневаться, что долго нести дополнительные расходы германская торговля не согласится, и своё с потребителя она всё-таки возьмёт.

Андрей ГОРЮХИН

№3(53), 2011

№3(53), 2011