Преображение

image_pdfimage_print

Наш континент не только крайне большой. Он и очень разный. Откуда явилось это разнообразие? Ученые объясняют, мол, геология. Литосферы. Движение коры. Может быть. Только не все так просто.

Племенам, обустроившимся в стародавние времена на великой среднеевропейской возвышенности и вокруг нее, жилось, прямо скажем, неплохо. Всего – воды в реках и озерах, и живности в редких, почти просвечивающих рощицах (назвать лесами эти отдельно стоявшие деревца язык не поворачивается) было немного. Но им хватало.

Они договорились между собой и поделили земли если и не по-братски, то уж точно по справедливости. Уговора придерживались свято. Нарушений конвенции никогда не допускали.

Так что приверженность слову данному и традициям предков вошла у них в плоть и кровь. Наложила отпечаток на все стороны жизни. Вызвала далеко идущие перемены.

Опасаться им было некого. Ведь между собой они обо всем условились. Ни споров, ни ссор никогда не случалось. И воевать было не с кем. По той же самой причине. Вот так и получилось, что профессия солдата, воина, защитника утратила смысл. А со временем полностью вышла из обихода. Да и оружие иное, кроме охотничьего, перестали производить.

Жили бы они меж собой в мире и любви вплоть до наших времен, в ус не дуя, если бы это только от них зависело. Однако не судьба. То ли с климатом что-то случилось. То ли грянувшие где-то катаклизмы народы сдвинули. То ли ветер перемен задул. Но появились по границам их владений новые, а, значит, страшные, непонятные, дикие племена.

Новые-то племена ни с кем соглашений не заключали. Никакими договоренностями связаны не были. Никаких обетов не давали. Бог его знает, какие у них намерения. Вот старейшины прежних племен и переполошились. Тем более, что земля недобрыми слухами полниться стала. Мол, новички оглядятся и на вы пойдут.

Что делать в такой ситуации, старейшины знать не знали, ведать не ведали. Все ведь навыки еще чёрт-те когда были утрачены. Века мирной, зажиточной, беззаботной жизни даром не проходят.

Но «котелок» у них, естественно, варил. Как без этого? Поэтому кликнули они молодую одаренную поросль и велели, по-быстрому собравшись, за моря за знаниями ехать. Чтобы вызнать, как быть, что при таких обстоятельствах обычно делается. Не сидеть же, сложа руки, и конца дожидаться!

Разъехалась молодая даровитая поросль, кто куда горазд, а как ответ на поставленные вопросы им ясен стал, сразу же воротились и поведали. Одни народы, сказывают, горы вокруг воздвигли и за ними живут, как у Христа за пазухой, поелику через них перебраться ни у кого не получается.

Другие реки такие глубокие и широкие вырыли со всех сторон и внутри них замки такие высокие неприступные поставили, что им тоже врагов можно не опасаться.

Третьи за лесами и болотами схоронились. Четвертые лютыми морозами себя оберегают. Пятые – пустынями и зноем нетерпимым. Шестые – еще чем-то столь же действенным.

Хотя есть среди заморских племен и такие, которые всему остальному добрые дружины, до зубов вооруженные и военному ремеслу обученные, предпочитают. Там сызмальства и стрелять, и рукопашной учат. Так что все, как один, против ворога подняться могут. А чтобы его не дожидаться, сами на другие континенты шастают и тренируются. Как убивать и грабить. Все-таки одно дело теория, а другое – дружины, практикой вышколенные.

Выслушали всех старейшины и закручинились. Только всласть помозговать им не дали. Слухи-то вокруг все более пугающими делались. Вот сгоряча они и порешили, что другого выхода нет, как только к Создателю за подмогой обратиться.

Высвистали они Всевышнего, бросились в ноженьки и взмолились: «Спаситель, челом бьем. Варвары подступают. Со всех сторон окружили. Еще чуть-чуть, и кранты нам. Только на тебя и уповаем.

Ведь ты же сам земли нам даровал такие ровные, удобные, аккуратные, какие надобны, чтобы их из конца в конец без препятствий пройти можно было. Чтобы мы друг к другу в гости постоянно хаживали. Общались. Торговали. Искусства и ремесла поддерживали.

Ведь ты же сам рощи такие прозрачные сделал, которые требуются, чтобы видели мы все сквозь них. Чтобы всё друг о друге знали. Никогда друг друга ни в чем не подозревали. Верили и доверяли.

Но сейчас это же все во вред обращается. Как же мы себя защитим, коли у нас ни мороза лютого, ни гор неприступных, ни рек непреодолимых, ни болот непроходимых, ничего такого нет. Забирай себе, Кормчий, то, что раньше дал, и выдай все по новой номенклатуре».

Услыхав такое от старейшин, осерчал Творец дюже. Топнул ногой и ругаться на них стал. Мол, нахлебники. Вы же ничего не предприняли. Палец о палец не ударили. Хотите, чтобы кто-то другой о вас радел. Хотите чужими руками каштаны из огня таскать. Дудки. Не выйдет. И на сём аудиенцию прервал.

«Ага, – смекнули старейшины. – Видно, какое-то время у нас в запасе есть. Надо дружины готовить». И тут же законы о воинской повинности и о призыве издали. В школе и дошкольных учебных заведениях обучение военному делу ввели. В университетах военные кафедры учредили. В бюджете на производство вооружений и оснащение армии баснословные суммы выделили. Из-за моря инструкторов военных пачками выписывать стали.

Увидели это новые племена – все ничем не спровоцированные военные приготовления, и «репу» чесать стали. С чего вдруг? Вроде никто им не угрожает. Наверное, что-то недоброе задумали. А коли так, медлить нельзя. Надо, пока не поздно, первыми выступить.

Полезли варвары на возвышенность со всех сторон. Неисчислимыми ордами. С ревом и гиканьем. Страшные. Ужасные. Жуткие. Неся смерть и разрушения.

А прежним племенам им и противопоставить нечего. Они ведь себе на какой-то там отдаленный год, несбыточный, создание и оснащение армии поставили. Варвары же вот они. Тут.

Ничего другого старейшинам не осталось, как только снова к Всевышнему обратиться. Вызвали его и снова в ноженьки бросились: «Наставник! Всё, как ты хотел, сделали. Как учил. Как завещал. Предприняли все, что от нас зависело, дабы самим себя оборонить. Да не вышло. Элементарно не успели. На тебя все надежды. Спаси нас, чад своих наипослушнейших!»

Услыхав такие богохульства, вновь Создатель очень сердцем опечалился и опять накричал на бедолаг. Мол, да не говорил я вам ничего подобного. Как вообще такое вам в голову прийти могло? Сами вы всю эту кашу заварили, сами и расхлебывайте.

Только расхлебывать-то уже поздно. Варвары напролом идут. Полноводной рекой по возвышенности разлились. Скоро от некогда господствовавшей на ней цивилизации ничего не оставят.

В третий раз бросились старейшины в ноженьки Всевышнему: «Детьми, сиротами, стариками беззащитными, всем, что только есть на свете доброго и светлого, просим. Смилостивься. Обрати наши земли в болота непролазные. Раздели их реками полноводными, бурными. Вздыбь холмы высокие. Занавесь все лесами дремучими. Чтобы не пройти армадам. Не проехать. Чтобы притаиться мы смогли. Спрятаться».

Плюнул Творец, осерчав в конец, и сделал то, к чему его призывали. И реки, и леса, и холмы, и болота. Все то, к чему мы с вами так привыкли. И в Мещере, и под Мондорфом, и за Шварцвальдом. Без чего большую часть Европы себе не представляем.

Правда, она такая досталась уже варварам. Распались некогда единые земли на тысячи кусков. Разлетелись в разные стороны. Всюду свои законы появились. Свои правила устанавливать стали. Своим кумирам молиться. И себя выше других почитать. Или богаче. Или умнее. Или сноровистее. Или глубже истиной овладевшими.

Только когда все по разным кочкам разбросаны, и не пройти, и не проехать, и когда друг над другом себя ставят и все время славой меряются, исход один. Войны стали уделом всех земель и народов. Кровавые и беспощадные. А главное – бессмысленные. Унесли они невероятное число жизней. Принесли немыслимые горести.

Лишь недавно вся эта гнусь прекратилась. Благодаря тому, что европейцы к истокам вернулись. Вспомнили, как могло бы быть, если бы не судьба. Она же человеческая глупость. И объединились вновь в лоне единой культуры верности уговору и преданности традициям жизни в добре и мире.

Единственно – ответьте, пожалуйста, кто виноват в том, что на это столько веков, столько жертв и крови потребовалось. Опять скажите: геология. Литосферы. Движение коры. Может быть. Только не все так просто.

© Н.И. ТНЭЛМ

№1(73), 2013

№1(73), 2013