Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Спят в одной постели, а молятся разным богам

Спят в одной постели, а молятся разным богам

image_pdfimage_print

Проживающие в Британии лидеры христианских конфессий и мусульманских общин составили своего рода хартию поведения в отношении семей, где в брачном союзе состоят представители разных религий.

Востребованность подобного установочного документа, по их мнению, продиктована статистикой: согласно переписи населения 2001 года, в матримониальных отношениях состоит 21 тысяча подданных Ее Величества, принадлежащих к различным вероисповеданиям. (см. «Британцы: более космополитичны и менее религиозны»). Вроде бы и немного, но за минувшее десятилетие, с учетом возросшей миграции из бывших колоний Британской империи, их количество, по всем признакам, заметно выросло.

Не исключено, что другим побудительным мотивом стали исповедальные откровения таких смешанных по религиозному признаку пар. Эти признания, обозначающие немаловажную социальную проблему, что возникла не вчера, но приобрела актуальность сегодня, публикует, к примеру, газета «Индепендент». Возьмем один пример. Имя и фамилия этой замужней женщины не указаны по понятным соображениям деликатности:

«Хотя мне было уже за 30, а за плечами – хорошее образование, со мной обращались так, будто бы я была глупой девчонкой, которая по безответственности вляпалась в историю, из которой был только один способ выпутаться: мой жених должен был принять мою веру.

Исходная посылка была такова, что принадлежность моего жениха к католической вере ничего само по себе не значит, что он, скорее всего, менее религиозен, чем любой мусульманин. Нас не спрашивали, что свело нас вместе, как мы повстречались, как сами между собой уладили вопрос о различиях. Вместо этого нас осуждали и указывали, что нам делать. Мы обсудили возможность того, что кто-то из нас поступится свой верой, но пришли к выводу, что это вариант нам не подходит.

Мы оба были потрясены тем, насколько ограниченными в своих воззрениях оказались некоторые исламские духовные лица, делавшие акцент на различиях. В конце концов, мы нашли муллу, чьи взгляды совпадали с нашими. Он дал умный совет: сосредоточиться на том, что у нас общего».

Подобные житейские истории, становившиеся регулярно достоянием гласности, подвигли духовные авторитеты на составление манифеста согласия, в котором ключевой постулат гласит: князья церкви всех уровней в христианских и мусульманских общинах не должны пытаться заставить одного из супругов перейти в другую веру. Смысл сказанного, другими словами: нет прозелитизму на уровне семьи, ячейки государства.

Примечательно название манифеста: «Когда две веры сходятся» (When Two Faiths Meet). Под документом поставили свои подписи шейх Ибрахим Могра, видный имам из Лейсестера, принадлежащий к консервативной по духу школе исламской мысли Деобанди, преподобный Пол Хендрикс, один их католических епископов из Саутуарка, а также госпожа Амра Боун – единственная женщина, которая состоит членом Суда шариата в Британии.

Их объединила, если следовать логическому посылу в комментарии «Индепендент», приверженность толерантности и признание целостности межконфессиональных браков. Это непреложный факт: ислам разрешает мужчинам жениться на представительницах другой веры, но запрещает это делать женщинам. Схожий сектантский подход и у наиболее консервативных христианских церквей, где требуется «обратить» супруга в истинную веру, а детей воспитывать как истинных христиан, и никак иначе.

На фоне возбужденного состояния, в котором пребывает мусульманский мир после войны США против Ирака и «арабской весны», поиск межконфессионального согласия – дело не просто благородное, но и чрезвычайно необходимое. На благо всех.

«Может показаться, что мы в своем документе утверждаем самоочевидное, – заявил в интервью лондонской газете шейх Ибрахим Могра. – Между тем, в реальной жизни семейные пары христиан и мусульман часто сталкиваются со многими вызовами из-за отсутствия терпимости и пасторской заботы (видимо, подразумевается духовное окормление), что способно привести к весьма негативным для них последствиям».

Отныне подвергающиеся дискриминации по религиозному признаку пары могут апеллировать к этому манифесту, чтобы противостоять враждебным проявлениям и давлению, как родственников, так и местных пастырей/мулл. Отрадным обстоятельством остается тот факт, что среди «властителей дум» и душ верующих, как показывает пример процитированной выше мусульманки, вышедшей замуж за католика, находятся люди вменяемые, готовые признать многообразие окружающего их мира.

Владимир МИХЕЕВ

№12(72), 2012

№12(72), 2012