Главная > Финансы & банки > Энергетика > Вот такие манипуляции…

Вот такие манипуляции…

image_pdfimage_print

С тем, что перестройка германской энергетики дорого обойдется простым потребителям, уже и спорить неприлично. Особенно после того, как Ангела Меркель, глава правительства ФРГ, вопреки всем прежним обещаниям вынуждена была признать этот факт, и ранее вполне очевидный*1. Особенно заметный вклад вносят в подорожание энергоснабжения производители так называемой экологической электроэнергии. Недаром счета за эту услугу «потяжелеют» на 50% – с 3,59 цента за киловатт-час до 5,3 цента. И это, заметим, только для промышленных потребителей. Простым гражданам придется добавить сюда еще 19% налога на добавленную стоимость, что превратит итоговую цифру в 6,2 цента за киловатт-час. Таким образом, если прежде каждая германская семья ежегодно выкладывала за удовольствие потреблять «зеленую» электроэнергию 150 евро в год, то теперь она будет спонсировать производителей солнечных батарей и ветрогенераторов в размере 220 евро год.

Однако это еще не все. Острая необходимость развивать сети электропередачи тоже приведет к увеличению затрат, не так ли? Интернет-портал «Ферифокс» уже подсчитал, что это тоже обойдется среднестатистической немецкой семье в 107 евро в год. Ну а если подсчитать все вместе, то дотации на производство «зеленой» электроэнергии вырастут в будущем году с 14 до 20 миллиардов евро. Вот на эту сумму, которая перекочует в кассы «экоэлектриков», и снизится покупательная способность германских граждан.

Но это мы пока ведем речь о прямых затратах. А есть еще и косвенные. Скажем, коммунам придется больше платить за освещение улиц и дорог: электроэнергия-то подорожает, так ведь? Раскошеливаться придется и пекарю, и владельцу ресторанчика и… Продолжите, пожалуйста, перечень сами, это легко. А итог очевиден: гражданам придется нести дополнительные расходы из-за выросших цен.

«Зеленые» энергетики уже давно пытаются приукрасить положение дел, всеми силами приуменьшая грядущие расходы. Для этого у них в запасе есть ряд нехитрых трюков, с помощью которых они стремятся доказать, что в подорожании виноват кто угодно, только не они. Давайте посмотрим, как же это делается.

Для начала козлом отпущения объявляется чохом вся германская промышленность. Её, дескать, освободили от уплаты отчислений на дорогое «экоэлектричество», а потому среднестатистический Отто Нормальфербраухер вынужден раскошеливаться за себя и за того бизнесмена. Но в чем же здесь подвох?

Многие предприятия, которым эта привилегия предоставлена без особых причин, освобождены от уплаты отчислений, это правда. Но это отнюдь не превращает промышленность в главного виновника подорожания. Во-первых, германская индустрия исправно вносит четыре миллиарда евро в год на нужды «зеленой электроэнергии», а во-вторых - электричество в ФРГ для промышленных потребителей и так одно из самых дорогих в Европе.

Следующий трюк – волнующий воображение рассказ о том, сколько рабочих мест создает «зеленая» энергетика. Что ж, давайте сравним цифры. Традиционная энергетика даёт в Германии работу 900 тысячам человек и имеет годовой оборот в 300 с лишним миллиардов евро. Отрасль по производству солнечных батарей, имеющая втрое больше дотаций за счет уже упомянутых отчислений, демонстрирует при этом годовой оборот во вполне скромные 11 миллиардов евро, а число рабочих мест она обеспечивает в девять раз меньшее – 110 тысяч.

Далее. Федеральный союз возобновляемых источников энергии постоянно утверждает, что «зеленая» энергия снижает оптовую цену электричества. Да, но насколько? Когда ветер дует с нужной для генераторов силой, всё производимое ими электричество по «зеленой улице» поступает в сеть, как того требует закон. А относительно более дорогому газовому приходится потесниться. Но ведь идеальные условия бывают, увы, далеко не всегда. Вот поэтому-то весь вклад «экоэлектричества» в снижение цены составляет отнюдь не роскошную цифру – только лишь 0,5 цента на киловатт-час. Не говоря уже о том, что такая ситуация волей-неволей заставляет страну иметь весьма серьезный запас резервных традиционных мощностей: а как иначе быть, когда наступит сумрачная и безветренная погода? Вот только какому бизнесмену захочется строить и эксплуатировать станции, работающие на подхвате у борцов за охрану окружающей среды? Ведь экономические показатели у них будут, скорее всего, вполне незавидными.

Еще один часто звучащий аргумент: цена растет не из-за отчислений на «экоэлектричество», а из-за неумеренных аппетитов государства. Ведь доля налогов и сборов в цене электроэнергии составляет более 45%. Что ж, это и в самом деле в целом так, но давайте присмотримся повнимательнее, ведь дьявол, как известно, сидит в деталях.

Так вот, отчисления на «экоэлектричество» - вторая по величине статья государственных удержаний – после налога с оборота. В 2011 году её доля составляла весомые 11% цены. Кроме того, налог на электроэнергию, веденный «красно-зеленым» правительством в 1999 году, был задуман как своего рода штраф, налагаемый на тех, кто расходует много электричества. Предполагалось, что он будет воспитывать в гражданах «осознание того, что ресурсы не бесконечны». Так-то оно так, но деньги-то все равно, как говорится, вынь да положь.

Следующая группа аргументов основывается на том, что ядерные и угольные электростанции тоже получают деньги от государства. Это излюбленная тема «Гринписа». Причем, частенько называются совершенно фантастические цифры субвенций, которые, якобы, перетекают в кассы компаний, эксплуатирующих ТЭС и АЭС. К действительности они отношения не имеют, но впечатление на несведущих людей производят безошибочно. О добросовестности этих подсчетов говорит хотя бы то, что в сумму госдотаций, получаемых АЭС, были включены деньги, которые Германия потратила на участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вошли сюда и деньги, израсходованные на реконструкцию урановых предприятий «Висмут», располагавшихся на территории бывшей ГДР. А уж о том, сколько раз затраты на складирование отработавших стержней АЭС относили на счет государства, хотя оплачивают их сами компании, эксплуатирующие АЭС, и говорить не хочется. Вот такое, изволите ли видеть, экологически сознательное мышление…

А уж как достается угольным АЭС! Больше всего их обвиняют в том, что, загрязняя атмосферу, они способствуют глобальному потеплению и вредят здоровью людей. Так вот если бы затраты на борьбу с изменениями климата и на лечение болезней включить в цену электроэнергии, то «зеленое» электричество стало бы конкурентоспособным. Ну да, а в цену автомобиля надо, видимо, включать затраты на лечение жертв автокатастроф?

Что же касается выбросов углекислого газа в атмосферу, которые ставят в вину угольным электростанциям, то выглядят эти упреки так же неконкретно и трудно исчислимо, как обвинения в том, что ветрогенераторы уродуют привычный германский ландшафт, воспетый многими поколениям поэтов и художников. К тому же производство электроэнергии из бурого угля в Германии никогда не субвенционировалось. Равно как и её коммерческое производство на АЭС. Между прочим, эти две позиции дают половину всей потребляемой в Германии электроэнергии – куда там «электромельницам», неторопливо вращающим своими крыльями. Не говоря уже о некоторых побочных эффектах, создаваемых этими генераторами*2.

Еще один из расхожих аргументов таков: экономически невыгодное зеленое электричество надо продолжать субвенционировать, поскольку стоимость добычи ископаемых энергоносителей будет расти и дальше, и все постепенно «устаканится».

Однако так и остается непонятным, почему надо массово и в темпе внедрять недоработанные технологии, открыто предавая забвению рыночные принципы, которыми в других случаях охотно клянутся. Причем, делать это даже тогда, когда в перспективе просматривается риск деиндустриализации страны и нарастания социальных неурядиц. К примеру - вызванных подорожанием продовольствия*3.

Вообще-то за минувшие десятилетия известные запасы нефти и газа не уменьшились, а стали больше. Способствует душевному спокойствию и совершенствование технологий разведки и добычи. Скажем, запасов природного газа, по некоторым оценкам, вполне хватит на сотни лет. Разумеется, если весь мир окончательно не сойдет с ума и не станет потреблять энергоресурсы в таких количествах и по такой цене, как в Соединенных Штатах. Во всяком случае, явно нет необходимости суетиться с перестройкой энергетики так, как это происходит сейчас в Германии.

Тем более что предстоит весьма дорогостоящее увеличение генерирующих мощностей. До сих пор ФРГ успешно обходилась 120 гигаваттами, чтобы обеспечить пиковый объем потребления примерно в 83 гигаватта. А теперь федеральное правительство планирует к 2020 году создать мощности в 220 гигаватт. Подсказать, кому придется платить за этот банкет, или сами догадаетесь?

Разумеется, происходит это для того, чтобы иметь резервы на случай неблагоприятной погоды. Но что-то уж очень дорогая получается затея. Эксперты из берлинского Технического университета подсчитали, что до 2030 года на эти цели будет потрачено свыше 300 миллиардов евро. И это еще не считая того, что придется израсходовать на совершенствование технологий хранения электроэнергии.

И что же получается в итоге? Большинство экспертов едино в том, что удешевление электроэнергии с помощью использования возобновляемых источников пока проходит по разряду фантастики. И нынешние отчисления в 5,3 цента на киловатт – лишь промежуточный этап. Дальше – только больше. Раз уж федеральное правительство решило продвигать такие дорогостоящие затеи как ветрогенераторы и солнечные батареи, то к 2020 году, по мнению Штефана Колера (Германское энергетическое агентство) и Хольгера Кравинкеля (Федеральное общество защиты потребителей) отчисления дойдут до 7 центов на киловатт-час. Не считая налога на добавленную стоимость.

Александр ВАРВАРИН

*1 Канцлер Ангела Меркель не только признала на региональной конференции Христианско-демократического союза в Фульде, что электроэнергия будет дорожать, но и призвала к умеренности в создании новых генерирующих мощностей, использующих возобновляемые источники.
Это дало возможность Филиппу Рёслеру, главе СвДП (партнера ХДС по правящей коалиции) обвинить христианских демократов в бездеятельности. Он потребовал внести изменения в Закон о возобновляемых источниках энергии, назвав его «главным виновником роста цен» и потребовав от партнеров «мужества в борьбе за энергоресурсы, которые посильно оплатить». Как сторонник экономических свобод, Ф.Ресслер сообщил, что «рынок должен решать, какая возобновляемая энергия сколько должна стоить». Собственно за изменение существующего закона высказался и министр по охране окружающей среды Петер Альтмайер, однопартиец Ангелы Меркель.
А как воспринимают ситуацию представители деловых кругов? Туомо Хаттака, глава германского филиала шведского концерна «Ваттенфаль» (третий по объему производства электроэнергии в ФРГ) был откровенен: «Я исхожу из того, что цена электроэнергии для частных потребителей к 2020 году может вырасти на 30 процентов». Вот такие вот реформы…

*2 Выяснилась еще одна особенность ветрогенераторов. Вблизи аэропортов их строить нельзя. Они создают помехи радиообмену и тем самым ставят под угрозу безопасность полетов. Настолько, что крылатая машина может попросту промахнуться мимо посадочной полосы! В Германии такого, правда, еще не бывало, но о нештатных ситуациях с навигационным оборудованием пилоты уже докладывали. Вот почему инстанции, обеспечивающие безопасность полетов, решили последовать международным рекомендациям и теперь в ФРГ строить «электромельницы» на расстоянии ближе 15 километров от аэропортов запрещается. И это не напрасные опасения. Скажем, в Британии исследования уже подтвердили, что ветрогенераторы создают помехи, ослабляющие сигнал, а если речь идет о многих таких установках, то он может стать почти совсем неразличимым.

*3 Германские производители продовольствия уверены: перестройка энергетики, в том виде как она происходит сейчас, приведет к удорожанию их продукции. Об этом уже заявляли союзы мясников и пекарей, а также представители торговых сетей. Все они подчеркивают, что сами увеличения затрат компенсировать не смогут, поэтому переложат их на плечи конечного потребителя. Дескать, уровень прибылей в отрасли не так велик, чтобы взять все на себя.
Конечно, труднее всего придется пекарям: у них стоимость электроэнергии составляет значительную часть цены конечной продукции. Даже в самой маленькой частной пекарне потребление электроэнергии доходит до 100 тысяч киловатт-часов в год. При росте экоотчислений на 1,7 цента это будет означать дополнительные расходы в 1700 евро в год. Вот почему Союз пекарей всерьез опасается, что среди «малышей» прокатится волна банкротств, в особенности в сельской местности, где они представлены во множестве. К тому же жертвами в итоге могут стать еще и от трех до четырех процентов средних пекарен.
Не радужные времена ждут и ритейлеров. Один из руководителей Торгового союза Кай Фальк сообщил, что уже сейчас средний супермаркет платит отчисления на «зеленую» энергетику в сумме, доходящей до 18 тысяч евро в год. А после повышения она составит 27 тысяч евро. И что прикажете делать?
В целом по отрасли отчисления, согласно подсчетам упомянутого союза, составят в будущем году 2,5 миллиарда евро. Заметим, что речь идет о той сфере бизнеса, где конкуренция царит жесточайшая, борьба ведется буквально за каждый цент. Конечно, хозяева сетей обещают изыскать все резервы экономии электроэнергии и не прибегать к сильнодействующим мерам вроде сокращения персонала. Но как оно обернется на самом деле – увидим.
Мясники тоже утверждают, что в предыдущие месяцы исчерпали все резервы и будут вынуждены запустить руку в карман к клиентам. Геро Йентш, официальный представитель Союза мясников, заявил, что «многие предприятия прижаты спиной к стене и повышение цен неизбежно».
Среднее предприятие мясной отрасли с оборотом около миллиона евро потребляет порядка 125 тысяч киловатт-часов электроэнергии. И с первого января оно будет в год отчислять в пользу «экоэнергетиков» на 2156 евро больше. А общая сумма сбора составит 6625 евро.
Но мясники и пекари хотя бы контактируют с потребителем напрямую и могут повысить цены самостоятельно. А изготовители многих видов продовольствия такой возможности лишены: между ними и потребителем стоит торговля, и договоренности по отпускным ценам устанавливаются, как правило, загодя – за год.
Еще одна интересная деталь: оказывается, не все предприятия пищевой промышленности платят такие отчисления. Более 50 крупных компаний-производителей продовольствия от экологического оброка освобождены. Среди них такие матерые предприятия как пивоваренный концерн «Битбургер», производитель продукции из свинины «Вион», крупный изготовитель продуктов из куриного мяса «Визенхоф», несколько крупных молочных комбинатов, изготовители кормов для животных – все они увильнули от расплаты. Не стоит думать, что это все. До прихода к власти «черно-желтого» правительства число освобожденных предприятий в целом по стране было сравнительно невелико – 400. К нынешнему моменту оно выросло в пять раз – до 2 тысяч. Почему? Тайна сия велика есть?
В общем-то – нет. Просто нынешнее правительство снизило планку в десять раз. Раньше для освобождения от оброка надо было потреблять 10 гигаватт-часов в год, а теперь достаточно одного гигаватт-часа. Логика странноватая: для того, чтобы получить индульгенцию, надо потреблять больше электроэнергии: перевалил за гигаватт-час – молодец!

№10(70), 2012

№10(70), 2012