Из последних сил

image_pdfimage_print

Конфликты – любимое детище человечества. Они были всегда. С незапамятных времен. И будут сотрясать планету вечно. Как бы мы с вами и наши потомки ни изменились. К лучшему или худшему. Такова наша с вами природа. С этим ничего не поделаешь. Поэтому столь важно не доводить дело до точки кипения. Знать, что и когда предпринять для того, чтобы быстро и ловко остудить страсти. Снизить накал эмоций. Включить разум. Перестать перетягивать одеяло на себя по каждому поводу или вовсе от балды. Только потому, что считаешь себя выше, круче или сильнее других. И стараешься в этом убедить как самого себя, так и всех остальных. Кулаком, витиеватым словом или двенадцатью сребрениками.

Как не доводить – человечество так до сих пор для себя и не выяснило. Подобную премудрость ему никто не преподал. А само, своими силами овладеть ею оно не сподобилось. То ли желания не хватило. То ли терпения. А может и элементарного уважения к опыту предков. Ведь наше любимое хобби – снова и снова «изобретать велосипед». Объяснять всем и, в первую очередь, самим себе, что мы уникальные. Ни на кого не похожие. Что в прошлом все было иначе. Не так, как сейчас. А если из него и можно взять с собой в настоящее что-нибудь стоящее, то только шедевры архитектуры, музыки, живописи и литературы, но никак не социальное действо или мироустройство. Заблуждение, которое стоит нам ужасно дорого. Безумно. Непоправимо.

Результат плачевен – человечество так и не научилось надежно улаживать конфликты. Таким образом, чтобы уже вскоре или по прошествии нескольких лет они не прорывались новыми всполохами. Чтобы получалось по-умному. Без издевательств и обмана. В интересах всех. Чтобы в землю не падали зубы дракона, из которых со временем вырастут обиженные и оскорбленные, жаждущие все переиграть и переиначить. Во что бы то ни стало. Любой ценой. Любыми жертвами. Любой кровью. Готовые мстить всем без разбора. Страшно. Больно. Наотмашь. Не жалея ни своих, ни чужих.

Правда, есть такие, которые бьют себя в грудь и утверждают, что, мол, они оказались хорошими, послушными, сообразительными учениками. Они усвоили урок. Они покончили с фантомами и демонами прошлого. Они подчинили себе стихию конфликта и дружными рядами устремились в эру постмодернизма.

Что такое постмодернизм, правда, не очень понятно или совсем не. Скорее всего, имеется в виду, что они скрутили феникса национального государства аки Кощея Бессмертного. Посадили в колодки. Спеленали цепями. Вырвали жало самостийности и расового превосходства. Поставили очистные сооружения на смрадное дыхание абсолютного суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Подчинили совместному управлению и заставили трудиться на общее благо.

Блажен, кто верует. Может, только в отношении Старого Света. Хотя в целом, надо отдать должное, в мире с гидрой территориальных захватов, похоже, покончено. За исключением Ближнего Востока, перекраивания отдельных крупных островов и т.д. Рецидивы, конечно, случаются. Как без этого! Болезнь ведь застарелая. Да только все тогда дружно наваливаются и бьют злоумышленника по рукам. И по тому, что подвернется. Желательно только, заручившись санкцией Совбеза ООН. Как в свое время злоумышленника, вознамерившегося присоединить к себе Кувейт. Или строго предупреждают тех, кто вынашивает такие планы, что лишь с согласия самой жертвы. Которую надо уговорить, или усыпить, или заговорить.

На протяжении тысячелетий и даже нескольких последних веков основные помыслы прямоходящих и тех, которые сапиенс, были связаны с приращением территорий. Все стремились захватить как можно больше места под солнцем, чтобы оно ласкало, кормило и обогревало. Территория была главным ресурсом, дающим все остальное. Определяющим все параметры нашего с вами существования. Поэтому и столкновения между правителями сводились, по большому счету, к противоборству из-за территорий.

Постмодернизм, а, может, в действительности научно-технический прогресс, разбили связку между территорией и ресурсами. Они вызвали к жизни новые заповеди. Среди них такие, как ставка на устойчивое развитие, защита окружающей среды, зеленая экономика. С его приходом значение таких вещей, как иметь территорию и владеть ресурсами, отошло на второй план. Принципиальным стало умелое управление чужими ресурсами. Присвоение маржи. Подчинение рынка производителей ресурсов и сырья рынку их потребления. Сделалось важным не подчинять себе чужие территории, не заниматься приращениями и выковыванием империй, а использовать к своей выгоде чужие территории и все разнообразие ресурсов, которыми они богаты, – людские, природные, производственные, любые.

Вот и получилось, что конфликты никуда не исчезли. Их стало ничуть не меньше. И урожай человеческих жизней, страданий и разрушений они продолжают собирать не меньший, чем некогда. Просто они переродились. Мимикрировали под постмодернизм. Сместились туда, поближе к ресурсам, которые опять же нужны всем. Откуда они берутся, кто надрывается, кто берет на себя всю полноту риска, закапывая свое будущее в землю, – дело десятое.

Чтобы было легче проследить за эволюцией конфликтов, расскажу две истории. Одну совсем короткую. Легкую. Воздушную. Придуманную. Не самим автором. Нет. Самыми разными сказителями и народами. Вторую – чуть подлиннее. Зато реалистичную. Жесткую. Правдивую. Даже без намека на хэппи-энд и голливудщину. В расчете на то, что заставит колесики крутиться, пока не все они заржавели и пришли в полную негодность.

Первую из них мне рассказали в Адыгее. Потом с вариантами в Грузии, на Балканах, на юге Франции и многих других местах, в которых довелось побывать. Красивых, незабываемых и отменно экзотических. Постараюсь пересказать ее в изначальном варианте. Если такой, правда, имеется. Сохранив общую логику повествования.

… Создал Бог Землю. Разбросал по ней племена и народы. И задумался. Как-то не очень хорошо вышло. Несправедливо. Земля ведь получилась разная. Удивительно разная. Но и безобразно разная тоже. Неприступные горы и загадочные впадины. Волнистые холмы и абсолютно плоские равнины. Душные субтропики и бескрайние просторы вечной мерзлоты. Богатейшие озерные края и безжизненные пустыни. Плодородные черноземы и каменистые предгорья.

Надо исправлять. Чтобы каждой сестре по серьге. Чтобы никто обиженным себя не чувствовал. Чтобы все было открыто. Публично. К всеобщему удовлетворению. И решил Создатель вызвать к себе представителей всех племен и народов и дать им возможность вытянуть жребий. Пусть каждый сам себе судьбу определит. Сказано – сделано: послал он повсюду весточку, мол, жду. Поспешайте. Не задерживайтесь. Будем земли делить и распределять. Честно. Без обмана. И передергивания.

Как адыгейцы (грузины, балканские народы, те, кого в будущем французами назвали, и многие другие) весточку получили, не стали мешкать и раздумывать. Сразу же самого достойного снарядили своим представителем. Сильного. Пригожего. Великодушного. В которого все верили. На которого по-настоящему рассчитывали.

Вскочил Принц на доброго коня и помчался вперед. Скачет он. Коня подгоняет. А про себя молитвой повторяет: «Скорее. Скорее. Чтобы не опоздать. К шапочному разбору не явиться. Своим территорию получше добыть». Вдруг видит – посреди дороги в пыли на коленях старушка стоит и к нему руки простирает. Ему бы обогнуть ее и дальше двигаться, ведь Бог никого ждать не будет – можно с носом остаться. Да Принц не таков. Иным матушка родила. Соскочил он с коня и спрашивает бедняжку: «Что тебе, родная? Что сделать нужно? Чем помочь?» Она в ответ: «Сыну медведь (тигр, пантера, акула – каждый может выбрать подходящее самостоятельно) бок порвал. Сильно. Рана глубокая. Кровь течет не переставая. Если прямо сейчас к знахарке не отнести, не выживет. А никого нет. Взрослые еще с охоты не вернулись. Помоги, добрый человек». Деваться некуда. Погрузил Принц раненого на коня, вскочил в седло и отвез его к шаману. И лишь потом путь продолжил.

Но далеко отъехать не успел. Только на торную дорогу выбрался, глядь – лихие люди торговый караван грабят. Одни перья летят. Защитники с великим трудом отбиваются. Не мог Принц «своих» в беде бросить. Не мог мимо беззакония проехать. К караванщикам присоединился и вместе с ними атаку отбил. Непросто пришлось, вынужден был все умение, на какое способен, выказать, но отбил. Передохнул малость, глоток свежей воды выпил, выслушал восторженные слова благодарности и снова в путь ринулся, надеясь наверстать упущенное.

Не тут-то было. Стоило торной дороге к быстрой речке свернуть и на высокий крутой берег взобраться, услышал Принц истошные вопли взывающих о помощи. Не справились гребцы со своевольной стремниной. Бросило их со всего размаха на острые скалы, да так, что барка в щепки разлетелась, и всех плывших в ней бурные воды дальше потащили. Не раздумывая, пустил Принц коня наперерез и тех, о ком в первую очередь позаботиться требовалось – женщин и детей, вытащил на берег. Кого за шиворот, кого за волосы. Убедился, что остальные сами справятся, и обратно на торную дорогу поспешил.

А потом передумал. «Дай-ка я путь спрямлю, – решил Принц. – Может, узкими тропами быстрее добраться станется». Ан и тут дожидались его сирые и немощные. Всем от судьбы тяжкой, беспощадной, заступник требуется. У околицы ближайшего же поселка, мимо которого шел путь, повстречалась ему молодая женщина, бьющаяся в истерике. Вся в слезах. Весь облик которой выдавал последнюю стадию отчаяния. Со сбивчивых слов страдалицы Принц понял, что ее грудничку угрожает неминуемая гибель: у нее самой молочко кончилось, отца ребенка вороги в полон увели, больные престарелые родители сами в помощи нуждаются, а денег у нее ни полушки не осталось. Здесь и размышлять не о чем было. Отдал ей Принц все, что с собой припас – и кошель с золотыми и медяками, и мешок с нехитрой снедью, и мелочи дорожные, которые ей для повседневной жизни сгодились бы.

Собрался было вновь на торную дорогу возвращаться, да видит – чудо чудное, диво дивное: встала перед ним дорога золотая и перламутровая из лунной пыли и солнечных лучей, во врата небесные ведущая, а у тех врат Творец его поджидает. Довольный. Едва улыбку скрывает. «Заждался я тебя, Принц, – говорит. – Всем племенам и народам давно земли раздал. Кому какие надобны были. Без подставы и обмана. По отечески. А тебя все нету и нету. Удивил ты меня. Что же это за народ такой, подумалось, который, в отличие от других, без земли обойтись собрался. Посмотрел, что с тобой приключилось, и вижу: все ты правильно сделал. Как законы людские и божественные предписывают. Лучше тебя никто бы не поступил. Народ, который таких сыновей рождает, заслуживает награды. Надо бы вам самые-самые земли отвести: или просторы бесконечные, или равнины плодородные. Я же все другим раздал. Как быть? Прикидывал я и так, и сяк и решил вот как поступить. Оставил я для себя земли кусочек. Всем на зависть. Не кусочек – конфетка. Глаз не оторвать. Настолько хорош – сказка, да и только. Отдаю его вам. Забирайте. Пользуйтесь. На вечные времена».

Так адыгейцы (грузины, балканские народы, те, кого в будущем французами назвали, и некоторые другие – сами выберете, кто вам по сердцу) оказались в райском уголке у теплого южного моря. Уголке, действительно, красоты редкостной. Уголке бесподобном, как будто специально сотворенном для того, чтобы жизнью наслаждаться.

С этим наших добрых друзей адыгейцев и любых других можно было бы лишь поздравить. От всей души. И, если на то пошло, даже позавидовать белой завистью. Так бы и сделал, кабы тост за здравие произносил. Да язык не поворачивается.

Не успели любезные нашему сердцу адыгейцы (или кто другой) туда перебраться, как испытали первую волну нашествия. Только оправились – следующую. И так без конца. Из года в год. Из века в век. Уж очень их земли соседям нравились. Или по геостратегическим соображениям нужны были. Тем, которым просторы безбрежные достались. И тем, которые при дележе, как потомкам показалось, поскромничали. Одним – чтобы бухты их удобные прибрать к рукам. Другим – чтобы к морю теплому прорваться. Третьим – чтобы, напротив, никого к нему не подпускать.

И лишь в наше время они жить чуть поспокойнее стали. Надолго ли? Кто его знает. Хотелось бы, чтоб надолго. Поспокойнее, правда, не значит спокойно. Почему? Посмотрите вокруг незамутненным взором, и вопросы отпадут сами собой.

Это была веселая оптимистическая история. Не перепутайте. На подходе вторая, более тяжелая и беспросветная. Внимание! Вот она начинается.

...Сотворил Бог Землю и разбросал по ней племена и народы, позаботившись о том, чтобы всем досталось то, чего они заслуживают, и на что могли бы рассчитывать. Но перед тем как отправиться другие миры обустраивать, наградил своих любимцев – особо ему преданных – королевским подарком: источником живой и мертвой воды. Только велел никому его не показывать. Никому о нем не рассказывать. И пользоваться рачительно: только когда без чуда больше никак нельзя. Дал еще несколько заповедей и исчез.

Поначалу избранные блаженствовали и благоденствовали. Жили в достатке. Без болезней и увечий. Не дряхлели и не старились, оставаясь во цвете сил веками. И свято хранили доверенную им тайну.

Однако с соседями торговать и общаться и им надо было. Как без того! А вечную молодость и ничем не оправданное крепкое здоровье и благополучие, сколько не скрывай, долго не утаишь. Вот со временем соседи и заподозрили, что избранные от них что-то скрывают, и шаг за шагом про источник вызнали.

А как вызнали, явились сразу же маленьким интервенционистским корпусом – больше не нужно было. Избранных кого изгнали, кого поработили, установив свое правление. Источник же, само собой, себе оставили. И в свою очередь начали благоденствовать. Только, памятуя о судьбе избранных, ничего ни от кого скрывать не стали, а, напротив, повсюду гонцов разослали с предложением покупать у них живую и мертвую воду.

Торговля у них на славу пошла. Сделались они торговой, купеческой нацией. Накопили богатства несметные. Только богатством от беды не застрахуешься. Далекие дикие племена вскоре роптать принялись. Что же это с нас, как с баранов, столько за живую и мертвую воду стригут. Неправильно. Несправедливо. Она должна быть общим достоянием человечества.

Пороптали-пороптали, а потом решили купчишек поприжать. Сначала то тут, то там стали их торговлю перехватывать. Потом предложили за безопасность богатством поделиться. А, в конце концов, и вовсе управление источником себе забрали. Земли избранных им даже трогать не потребовалось.

Стали теперь дикие воинственные племена благоденствовать. Пообтерлись. У предшественников всему научились. Культуру их, тонкую и высокоразвитую, слегка лишь отретушировали и своей сделали. И бросились империю отстраивать. Ведь глупости, типа тайну про живую и мертвую воду беречь, только избранным в голову прийти могли. Торговать – дело другое. И выгодно, и намерения ближних и дальних народов прощупываются без излишних хлопот. Только когда кулак впереди обозов идет, торговать к своей выгоде намного сподручнее получается.

Наладили бывшие варвары империю – класс, как все здорово у них вышло. И самим в удовольствие. И другие боятся и уважают. Окружающие свои денежки к ним на сохранение несут. За живой и мертвой водой в очередь выстраиваются.

Однако не учли потомки варваров, что на любую силу есть еще большая сила. Как зазевались и расслабились, разгромили их новые властители планеты в пух и прах. Надежды даже на реванш не оставили. Мол, все, ребята. Шабаш. Покуражились, и довольно. Теперь вы шестерки. Ваше место у параши. То есть, если дипломатично, вы теперь культуртрегеры нового порядка. Надзор за источником живой и мертвой воды отобрали и только своим отпускать стали. За особые заслуги перед новым порядком и его добровольное трепетное повсеместное насаждение.

Новые властители – не чета прежним. Никакой философии. Никакой щепетильности. Ни малейшего снисхождения. Как видят, где какая сила собирается, способная бросить вызов, сразу по ней упреждающий удар наносят. И так по всему свету. На Юге, Востоке, Западе и Севере. Ведь это сейчас соперник слабый, хилый, немощный, ручку целует. А как бдительность ослабишь, воткнет тебе перышко под пятое ребро, не колеблясь, и тю-тю: от твоего порядка камня на камне не останется.

Поэтому главное весь мир базами оплести. На себя равняться заставить. Мечту о том, чтобы в компаньоны взяли, политическим элитам в голову вбить. Денежку свою другим в качестве спасательного круга бросить. Все иное тоталитаризмом обозвать, чтобы как черт от ладана шарахались. Чтобы никто. Никогда. И ни шажка в сторону. Иначе и на пушечный выстрел к живой и мертвой воде не подпускать. В общем, такая вот жизнь пошла. Стоят новые правители с черпачком у источника, как в свое время Творец стоял, и решают, кому быть, а кому западло.

Только жизнь так устроена, что монополии на власть не бывает. Как бы других не изводить и не гробить. Где-то обязательно промашку дашь. Или конкурента недооценишь. Уверовали новые правители, что все. Весь мир у них в кармане. Можно вытворять все, что угодно. Что только душа пожелает. И за чужой счет жить. И брать от жизни немерено. И всех, кто не с нами, в пыль крошить. Ан нет.

Вдруг нежданно-негаданно в другом месте источник живой и мертвой воды забил. И поехал новый порядок в тартарары. Вассалы растерялись – на кого теперь равняться, кому осанну петь. Банкиры и биржевики заметались – что-то теперь будет. Недруги голову подняли. Всех бы к ногтю, да боязно – может не выгореть. И в чужой источник живой и мертвой воды отраву подлить все, кто на нее уже подсел, не дают. Не, ребята. Времена не те. Просто так за горло взять не получится.

Зашатался мир. Все в движение пришло. Только никто толком не знает, во благо или к всеобщей погибели. Поскольку каждый раз в прошлом все одним и тем же заканчивалось. Насилием. Разбоем. Разорением и разграблением. И откатом назад. На десятилетия. Если не больше.

А, может, на этот новый круг борьбы за управление источником не заходить? Может, договориться? Может, действительно, отдать его в общее пользование – чтобы все, а не только горстка, в достатке жили и благоденствовали? Эх, хорошо бы. Только никогда в прошлом не удавалось…

© Н.И. ТНЭЛМ

№10(70), 2012

№10(70), 2012