Главная > Дневник событий > Интеграция > Баррозу предлагает федеральную Европу

Баррозу предлагает федеральную Европу

image_pdfimage_print

Никто не ожидал такой смелости от председателя Европейской Комиссии Жозе Мануэла Баррозу. Обычно его выступления осторожны, он предпочитает не отходить от написанного текста. Однако 12 сентября, выступая перед Европейским Парламентом с ежегодной речью о состоянии дел в ЕС, он сформулировал целый ряд смелых инициатив на темы, которые раньше европейские лидеры предпочитали избегать.

Глава исполнительного органа власти Союза сказал, что возникает необходимость «идти к федерации национальных государств. Таков наш политический горизонт. Это должно определять направление нашей работы в предстоящие годы».

Признав, что такой поворот возможен лишь при изменении законодательных основ ЕС, он отметил, что нынешний кризис еврозоны показал отсутствие политического единства партнеров. Этот кризис, по его оценке, показал необходимость рывка вперед к политической интеграции, которая должна дополнить нынешние усилия по выравниванию экономической и налоговой политики стран-членов. ЕС, продолжал Ж.М.Баррозу, нуждается в «демократической федерации национальных государств, которая смогла бы противостоять нашим общим проблемам путем разделения суверенитета таким образом, чтобы каждая страна и ее граждане могли бы наилучшим образом управлять своей судьбой».

Главным конкретным предложением председателя Европейской Комиссии стала идея передачи под надзор Европейского центрального банка (ЕЦБ) примерно 6 тысяч банков стран-членов. Это, по его мнению, должно стать первым шагом на пути банковского союза в рамках «двадцати семи».

Появление такого банковского союза должно состоять из трех элементов. ЕЦБ получит право надзора над деятельностью банков в еврозоне; создается фонд для покрытия последствий разорившихся банков; создается система защиты банковских депозитов в еврозоне.

Он пообещал до конца года подготовить соответствующие документы, начать дискуссию в рамках ЕС, чтобы приступить к необходимому пересмотру основополагающих документов после выборов в Европейский Парламент в 2014 году. «Многие скажут, что это – слишком амбициозный замысел, что он нереалистичен, – возражает Ж.М.Баррозу воображаемым оппонентам. – Но, позвольте, разве реалистично продолжать идти по тому пути, по которому мы до сих пор шли?»

Федерализация ЕС долгое время была темой запретной, поскольку задевала множество противоположных интересов стран-членов. Взгляд на перспективу европейского строительства был весьма далеким, взять хотя бы столицы трех крупнейших государств – Берлин, Париж и Лондон. В общественных настроениях в разных государствах пропасть – не меньше, население склоняется к замыканию в себе, а значительная часть правящих сфер, напротив, нацеливается на большую интеграцию. В условиях нынешнего кризиса евро, в определенной мере поставившего под вопрос будущее самого ЕС, Ж.М.Баррозу рискнул выступить со своей инициативой – и мир не перевернулся.

В значительной мере изложенные им взгляды перекликаются с той позицией, которую с конца лета открыто отстаивает канцлер Германии Ангела Меркель. Открывается путь для передачи части суверенитета странами-членами в наднациональные структуры. Но французы и слышать не хотели о федерализме в ЕС, голландцы полагают, что и так в центральные органы ЕС передано слишком много национального суверенитета, а британцы вряд ли вообще захотят рассматривать подобные проекты. А ирландцы? За последние годы их дважды приходилось заставлять пересматривать на референдумах антиинтеграционные результаты этих голосований. Способны ли они снова испортить обедню?

Дело, действительно, имеет и сложное юридическое измерение. По сути, речь идет о передаче все новых полномочий в наднациональные, невыборные структуры, например, Европейской Комиссии. Не обсуждая пока политическое содержание такой реформы, упомянем хотя бы о юридической стороне. Во-первых, проведение подобной реформы потребует пересмотра Лиссабонского договора, который был одобрен всего три года назад, после чудовищно тяжелого процесса утверждения. Этот документ лежит в основе нынешнего здания Европейского Союза, поэтому любая существенная перестройка потребует нового текста. Во-вторых, передача части национального суверенитета в Брюссель потребует в ряде стран-членов проведения референдумов, результат которых непредсказуем. Ирландию мы уже упоминали, вспомним, как во Франции и Нидерландах отклонили проект Европейской конституции. Так что прецеденты есть. Наконец, самое веселое: Германии вообще придется менять конституцию, которая в нынешнем виде не позволяет совершить операцию по федерализации ЕС. Чтобы изменить конституцию, нужно квалифицированное большинство в Бундестаге, следовательно, согласие христианских демократов и социал-демократов, которые могут образовать большую коалицию по итогам предстоящих парламентских выборов, где канцлер Ангела Меркель постарается добиться избрания на третий срок, что, в свою очередь… Читатель все понял?

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№9(69), 2012

№9(69), 2012