Главная > Тенденции & прогнозы > ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ > К вопросу о перспективах развития отношений России с ЕС

К вопросу о перспективах развития отношений России с ЕС

image_pdfimage_print

В условиях современного глобализирующегося мира весьма сложно говорить о перспективах взаимоотношений России и Европейского Союза. Наши учёные предпочитают давать довольно широкий набор вариантов будущего развития. Мне же хотелось бы обозначить, как я считаю, оптимальный, наиболее полезный для обеих сторон формат взаимодействия, с тем, чтобы они могли совместно продвигаться к нему.

Во второй половине ХХ века в странах Западной Европы удалось создать и воплотить в жизнь новую модель общественного развития и, соответственно, регулирования общественных отношений, которая отвечала достаточно высокому уровню цивилизации и основывалась на принципе добровольности и теории прогресса. Эта модель характеризуется политической, либеральной демократией, наличием развитого гражданского общества, защитой прав и свобод человека как основным принципом правового государства, развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Такая модель, как мне представляется, обеспечивает на данном историческом этапе наилучшие возможности для раскрытия креативного потенциала общества и наиболее отвечает условиям постиндустриальной эпохи.

Данная модель, через сложившуюся практику согласований и компромиссов, через создаваемые институты и правовые нормы, проникла в международные дела, воплотившись, в первую очередь, в таких интеграционных объединениях, как Европейские сообществ, а, затем, Европейский Союз.

Интеграция в Европе с самого начала была неразрывно связана с правом. Более того, в процессе развития и углубления интеграции, распространения её на всё новые сферы общественной жизни в рамках Сообществ сложился собственный, автономный правопорядок (политико-правовое пространство), базирующийся на европейском, «коммунитарном» праве. В свою очередь, европейское право служит инструментом дальнейшего интеграционного строительства, залогом его успехов. Любой интеграционный проект в ЕС, прежде всего, получает юридическое оформление, а потом реализуется на практике. Не будет преувеличением сказать, что именно в Европейском Союзе рождаются передовые правовые идеи и тенденции, идёт кристаллизация мировых общедемократических правовых стандартов.

Россия после распада СССР оказалась фактически отброшенной на стадию дикого, «периферийного» капитализма. Несмотря на декларированные в Конституции Российской Федерации ценности и цели, стабильное, демократическое, правовое государство нам создать пока не удалось. Нет и устойчивого гражданского общества. «Неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ», – таковы основные проблемы России, по мнению бывшего президента, а ныне председателя российского правительства Д.А.Медведева*1. Один из руководителей нашей страны почему-то не упомянул ужасающую коррупцию, а также очевидные признаки укрепления авторитарных подходов в функционировании государственных институтов.

Не следует забывать, что при всей своей «особости», специфичности Россия – европейская страна, неотъемлемая часть европейской цивилизации. Но приходится признать, что в своём цивилизованном развитии Россия отстала от многих европейских государств. Сказался не только исторический эксперимент с «построением коммунизма», но и не завершившиеся «блуждания» постсоветского периода. Перед нынешней Россией во весь рост стоят задачи, которые большинство европейских стран в той или иной степени уже решили. И, пожалуй, главная из них – создание достойных современного человека условий жизни.

Очевидно, что проблемы внутреннего развития Россия должна решать, прежде всего, сама, своими силами. В то же время, убеждён, что успешно решить эти проблемы – а среди них проблемы реиндустриализации и модернизации – Россия сможет лишь в рамках поступательного продвижения к той модели общественного развития, которая была охарактеризована выше. Следует заметить, что именно она фактически закреплена в Конституции РФ.

Потому огромное, жизненно-важное значение для России имеет прочное, результативное взаимодействие, прежде всего, на Европейском континенте, с народами которого её связывают общие исторические, духовные, культурные корни, не говоря уже о политических и торгово-экономических интересах.

Постиндустриальный мир будет полицентричен: усилится Китай, постепенно ослабнет влияние США. И пришло время размышлять о дальнейших путях объединения Европы, о создании Большой Европы, включающей и государства Евросоюза, и Россию. Речь идёт о возрождении старого проекта в существенно иных исторических условиях, когда Большая Европа могла бы «опираться» на два «столпа» – Евросоюз и Россию. Уверен, что для всех нас, европейцев, преодоление угрозы нового раскола Европы и консолидация – это единственный вариант построения достойного будущего для всех. Постановка столь амбициозной задачи позволит обеим сторонам эффективно сотрудничать практически во всех возможных сферах взаимодействия – в экономике, в мировой политике, в обороне и пр.

Через всё более тесные отношения с ЕС Россия не только сможет подключиться к европейским интеграционным процессам и усилить позиции в мировой экономике и политике. Она также получит, что особенно важно, возможность более полно воспринять европейскую модель общественного развития, что будет способствовать постепенному оздоровлению и нормализации жизни в стране, поможет, наконец, преодолеть цивилизационное отставание. Через эффективное сотрудничество и партнёрство с Евросоюзом и при его содействии у России есть реальный шанс встать на путь нормального демократического развития.

Основным содержанием этого проекта должно стать, прежде всего, практическое наполнение четырёх общих пространств между Россией и Евросоюзом – экономического; свободы, безопасности, законности; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты.

В настоящее время, когда значительно расширившийся Евросоюз испытывает серьёзные трудности с дальнейшим интеграционным строительством, а в России существуют сложности с движением по демократическому пути, – такой проект может показаться утопическим. Но если попытаться мыслить стратегически, выдвижение задачи создания Большой Европы – через формирование общего политико-правового пространства и на основе тесного взаимодействия двух ведущих сил континента – Евросоюза и России – может оказаться мощным импульсом к объединению стран и народов Европы для решения ключевых проблем современности.

Реализацию этого стратегического проекта «мягкой» интеграции следует осуществлять постепенно, поэтапно, начав с формирования общеевропейского политико-правового пространства, которое должно включать в себя общие цели, общие совместные средства и усилия для их достижения, совместные органы (институты) и общие правовые нормы, вырабатываемые, как правило, совместно.

Подключение России к такому политико-правовому пространству позволит ей полноправно участвовать в интеграционном строительстве, в частности, по ряду направлений политики ЕС, без формального вступления в Евросоюз, которое на данном этапе вряд ли возможно, да, по большому счёту, и не нужно России, поскольку существенно сократит свободу её действий на международной арене.

Формально мы уже вступили на путь «мягкой» интеграции с Евросоюзом после подписания Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве и договорённости о создании четырёх общих пространств Россия–ЕС, которые должны составить материальную основу подобного сближения. Полезно напомнить некоторые тезисы из совместного заявления саммита Россия – Евросоюз 6 ноября 2003 года в Риме:

1. «Мы, руководители Российской Федерации и Европейского Союза <…> согласились укреплять стратегическое партнёрство между Россией и ЕС на основе общих ценностей с целью упрочения стабильности, безопасности и процветания на Европейском континенте. Мы вновь подтвердили наше общее видение единого Европейского континента <…> (К сожалению, это «общее видение» не было конкретизировано. – Ю. М.).

2. Мы вновь подтвердили наше обязательство способствовать дальнейшему сближению и постепенной интеграции социальных и экономических структур России и расширяющегося Европейского Союза. В связи с этим мы согласились активизировать и сконцентрировать наши усилия на выполнении решения о создании общих пространств между Россией и ЕС, основываясь на СПС и совместном заявлении Санкт-Петербургского саммита. Мы выразили твёрдое намерение добиваться при этом конкретных результатов».

В дальнейшем, правда, обе стороны весьма вяло работали в данной области и на каком-то этапе даже отошли фактически от принятых на себя обязательств.

Новым действенным импульсом для активизации деятельности по консолидации всех европейских стран может послужить содержащееся в статье В.В. Путина «Россия и меняющийся мир» («Независимая газета» от 27 февраля 2012 г.) предложение о создании «<…> от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства – общности, называемой российскими экспертами «Союзом Европы» <…>.»

Несомненно, подобное образование потребует соответствующей политико-правовой основы – формирования общеевропейского политико-правового пространства.

Этот вопрос в той или иной степени может быть отражён в готовящемся Соглашении о стратегическом партнёрстве (ССП), предлагаемом взамен существующего Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве Россия-ЕС (СПС).

Соглашение, таким образом, способствовало бы формированию определённого, чёткого правопорядка для взаимодействия России с Евросоюзом и, что очень важно, для всего создаваемого пространства. Особое место в нём должно занять обязательство осуществлять постепенное сближение российского национального права и правоприменительной практики с правом Евросоюза и его правоприменительной практикой.

Последний момент мне бы хотелось особо подчеркнуть, поскольку я считаю, что постоянное торможение в развитии отношений Россия-ЕС во многом объясняется тем, что в РФ слабо ведется работа по сближению и гармонизации российского национального права с правом Евросоюза. Но дело не только в сближении. Главная беда, что обновлённые правовые нормы и стандарты зачастую не работают у нас в полную силу. Поэтому так важно не только гармонизировать правовые установки, но и осуществлять строгий контроль за их соблюдением.

В конечном счёте, базовое Соглашение могло бы способствовать постепенному восприятию Россией европейской модели регулирования общественных отношений. Однако этот процесс, длительный по времени, следует вести с учётом российских реалий, а также явной необходимости коррекции самой европейской модели.

© Юрий МАТВЕЕВСКИЙ,
профессор МГИМО (У) МИД России

*1 Медведев Д. Россия, вперёд! (10 сентября 2009 г.)

№7-8(68), 2012

№7-8(68), 2012