Скромные планы красного Кипра


Кипр – самый восточный член Европейского Союза – впервые заступил на полугодовое председательство в Союзе «двадцати семи». Страна будет возглавлять это объединение до 31 декабря 2012 года.

Особенностью нынешнего председательства стало то, что это небольшое средиземноморское островное государство находится в сложном финансовом положении как раз в период, когда именно эта проблема стала центральной в Союзе в целом. Кроме того, некоторую пикантность придает тот факт, что Кипром в настоящее время управляют коммунисты. Президентом является представитель партии АКЭЛ Деметрис Христофиас. Такой внутриполитический расклад уникален для ЕС.

Кипр взял эстафетную палочку председательства у опытной Дании. Новый председатель подошел к делу прагматично. В Никосии не стали придумывать амбициозные приоритеты для своего полугодия, решив продолжать начатое датчанами и следовать той повестке дня, которую диктуют обстоятельства.

А они продиктовали работу над проектом долгосрочного бюджета ЕС на 2014-2020 годы. Он должен быть нацелен на обеспечение экономического роста и конкурентоспособности, причем первостепенное значение должны иметь меры по развитию внутреннего рынка. Работа эта чисто техническая, а от Кипра в качестве председателя требуется в первую очередь обеспечение ее координации. Но и это может оказаться сложным делом, поскольку на словах все страны выступают за крупные проекты, обеспечивающие развитие, но денег на них никто давать не хочет.

Киприоты решили максимально облегчить выполнение своей временной роли во главе ЕС. Вместо того чтобы, как обычно, организовывать работу у себя в столице – Никосии, они направили в столицу Союза – Брюссель команду из 200 человек. Они на месте будут вести все текущие дела председательства, не гоняя партнеров и самих себя на край Восточного Средиземноморья.

Проблемы самой страны в нынешнее полугодие, судя по всему, частично затронут повседневную жизнь «двадцати семи». Главная политическая проблема государства – отношения с Турцией, которая уже 38 лет оккупирует северную часть Кипра и провозгласила там независимое, но никем не признанное государство, не коснется европейской проблематики. Турки, правда, предупредили, что будут бойкотировать кипрское председательство и не будут направлять делегации в эти полгода в Брюссель, однако и без этого отношения между ЕС и Анкарой давно близки к точке замерзания. Что касается самого острого элемента в отношениях между Турцией и Кипром – спора относительно принадлежности морского шельфа, то он вообще никакого отношения к брюссельским делам Никосии не имеет.

Финансовые проблемы Кипра – другое дело. Эта страна наряду со Словенией находится на грани того, чтобы присоединиться к числу проблемных в еврозоне. Никосии могут потребоваться от 5 до 10 миллиардов евро для латания финансовых пробоин. Их главной причиной стали последствия кризиса в братской Греции, на котором кипрские банки потеряли более 4 миллиардов евро. Это составляет 24% ВВП островного государства. В целом его власти считают, что от них Брюссель требует непропорционально большой взнос в дело спасения греческих партнеров, и что бремя этой помощи следует распределять равномерно между участниками еврозоны.

Пока правительство Кипра намерено искать средства в двух направлениях – у ЕС и у России, которая ранее оказала киприотам помощь в размере 2,5 миллиарда евро, рассчитанную на 4 с половиной года. «Я говорил с главами государств и правительств в Европейском Совете о российском варианте, – рассказал журналистам президент Д.Христофиас. – У них возражений не было». По его словам, Москва предоставляет помощь на менее жестоких условиях, чем ЕС.

В свою очередь с Брюсселем уже состоялись первые контакты о возможном оказании помощи кипрским финансам. Делегация ЕС приезжала в Никосию, где пресса встретила ее в штыки. Вопрос состоит в том, что потребуется от киприотов в обмен на европейские миллиарды. Одна из возможностей – повышение корпоративного налога с нынешних 10%, который привлекает на остров большое количество компаний, благодаря чему он долгие годы и процветал. Президент страны категорически отвергает возможность пересмотра ставок корпоративного налога.

Впрочем, в руководящих органах ЕС тоже начинают понимать, что нельзя перегибать палку, требуя крайне жестких мер по оздоровлению финансов тех или иных проблемных стран зоны евро. Даже председатель Европейского центрального банка Марио Драги недавно напомнил: «Побочные последствия таких мер должны быть приемлемыми и не увеличивать уже имеющиеся риски».

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№7-8(68), 2012