Главная > Дневник событий > Политические страсти в Бухаресте

Политические страсти в Бухаресте

image_pdfimage_print

Политическое лето в Румынии выдалось жарким. Очередная смена правительства, произошедшая в мае 2012 года, привела к тому, что два крыла исполнительной власти оказались принадлежащими к разным политическим лагерям. Президент Траян Бэсэску представлял правые силы, а парламентское большинство и правительство Виктора Понты – коалицию социалистов и либералов.

Обе группировки были настроены непримиримо, тем более что глава государства стремительно терял популярность. Главная причина этого – одобрение им мер жесточайшей бюджетной экономии, которые стали условием для получения внешней финансовой помощи в размере 20 миллиардов евро.

Их предоставили Международный валютный фонд, Всемирный банк и ЕС. В обмен на эти деньги, позволявшие Бухаресту свести концы с концами, пришлось на четверть сократить зарплаты госслужащим, на 24% поднять налоги и так далее. Это вызвало массовое недовольство румын, манифестации протеста, повлекшие за собой правительственную чехарду. В мае очередная коалиция из прежних оппозиционных сил сформировала свое правительство, что стало возможно из-за бегства некоторых парламентариев из президентской партии.

Если давать оценку политической системе, сложившейся в Румынии после падения там социалистического режима, то ее можно считать полупрезидентской. Наверное, эксперты в области конституционного права могут не согласиться с такой вольной журналистской трактовкой, но, как представляется, суть дела эта формулировка, пусть и неточная, отражает. Глава государства избирается в ходе общенационального голосования, он имеет право назначать многих высших чиновников, по сути, возглавляет внешнюю политику и политику безопасности, но не может смещать правительство по своему усмотрению.

В странах, где политическая демократия существует уже давно, бывали ситуации, при которых на вершине власти одновременно оказывались представители разных сил. Например, так несколько раз бывало во Франции. Вряд ли французским политикам нравилось такое соседство, но они неизменно находили способ сосуществования друг с другом. Румынский политический класс в этом плане не имеет большого опыта, поэтому новый расклад сил в высших сферах обернулся фронтальным столкновением. Надо также учесть личности главных действующих лиц, в первую очередь, президента Т.Бэсэску, который за словом в карман не лезет и любит провоцировать противников.

Премьер-министр В.Понта тоже не робкого десятка. Он решил воспользоваться падением популярности главы государства, чтобы досрочно отстранить его от власти. Это позволяло во всеоружии подойти к парламентским выборам, намеченным на осень. В случае ожидаемой победы на них нынешняя правительственная коалиция могла бы провести своего кандидата на пост президента и несколько лет спокойно управлять страной. В противном случае даже в случае победы на предстоящих выборах ей все равно пришлось бы иметь дело с Т.Бэсэску во главе страны, поскольку его второй президентский мандат истекает только в 2014 году.

Исполнительная власть действовала решительно. Были быстро изменены некоторые элементы законодательства, отстранен ряд должностных лиц, включая Адвоката народа (это должностное лицо обращается в Конституционный суд в случае выявления нарушений), ограничены права самого Конституционного суда. Досталось Румынскому институту культуры, национальному ТВ, даже Национальной архивной службе. А 28 июня премьер-министр вовсе отправился в Брюссель вместо президента – на сессию Европейского Совета на уровне глав государств и правительств стран ЕС, хотя раньше там Румынию представлял именно глава государства. Результатом всех этих действий стало объявление президенту импичмента, за что проголосовало большинство в парламенте.

Но и Т.Бэсэску не бездействовал. Его сторонники объявили происходящее «парламентским государственным переворотом». «Цель парламентского большинства, – заявил тогда президент, – состоит в установлении контроля над системой правосудия. Отстранение главы государства от должности – лишь один из этапов». В Бухаресте вдруг стали изучать обвинения В.Понты в плагиате при написании докторской диссертации. Был признан виновным в коррупции один из бывших лидеров левых, премьер-министр в 2000-2004 годах Адриан Нэстасе. Президенту удалось мобилизовать своих консервативных сторонников в Европе, прежде всего, канцлера Германии Ангелу Меркель. Бесцеремонность правительства всполошила и Брюссель, где действия В.Понты были восприняты как покушение на демократические основы румынского государства. В очередном полугодовом докладе о том, как новички Союза – Болгария и Румыния движутся к политическим и административным стандартам ЕС, который готовит специальная группа Европейской Комиссии, румынский раздел был выдержан в непривычно суровых тонах (см. «Софии и особенно Бухаресту опять влетело»).

Румынского премьера вызывали на ковер. В середине июля он провел в европейской столице два дня, встречаясь с ключевыми деятелями в руководящих структурах ЕС. Казалось, ему удалось их убедить в своей приверженности демократическим ценностям, но для этого пришлось пообещать выполнить ряд требований своих собеседников. Это позволило председателю Европейской Комиссии Жозе Мануэлу Дурану Баррозу воскликнуть, что Румыния сделала шаг назад от политической пропасти.

Одной из уступок стал отказ от изменения правил подведения итогов референдума, на утверждение которого выносился вопрос об импичменте президенту. В частности, для признания его результатов снова стало необходимо, чтобы в этом голосовании приняли участие половина зарегистрированных избирателей плюс один, а не большинство опустивших в урну бюллетени для голосования. Забегая вперед, скажем, что эта уступка сыграла роковую роль.

Референдум состоялся в самом конце июля. Почти 88% проголосовали за досрочную отставку Т.Бэсэску. Но на избирательные участки пришли только 46% избирателей, что перечеркнуло надежды правительства на уход президента.

Румыния оказалась в политическом тупике. Брюссель не знал, что и сказать, ограничиваясь общими словами. Бухарестская пресса кипела. «Бэсэску вернется в президентский дворец, но как жулик, перелезший через забор», – пишет проправительственная газета «Журналул Национал». «Провал референдума не позволяет преодолеть политический кризис, он его только усугубляет», – считает «Романиа либера». А «Грандул» уверена, что во всей этой истории «демократия стала жертвой группового изнасилования». В целом итогом политического противостояния стало поражение всех сторон, участвовавших в нем. Кстати, национальная денежная единица – лей – за это время обесценилась на 7% по отношению к евро…

До сих пор Европейская Комиссия и другие институты ЕС выражали тревогу в связи с внутриполитическими событиями только в Венгрии, где консервативное правительство Виктора Орбана позволяло себе действия, которые в Брюсселе не были восприняты как однозначно демократические. Теперь в этом же положении оказалась Румыния. Это закономерность, или просто экономический кризис обостряет дремавшие проблемы, обнажает несоответствие восточноевропейских обществ западноевропейским политическим стандартам?

Андрей СЕМИРЕНКО

№7-8(68), 2012

№7-8(68), 2012