Главная > Дневник событий > Персона > Восточная Германия прирастает польскими поселенцами

Восточная Германия прирастает польскими поселенцами

image_pdfimage_print

Почему пассионарное панство едет на Запад

В небольшом германском городке Лёкнитц, что на границе с Польшей, дух терпимости и толерантности ведет затяжную позиционную войну с тевтонским духом и бытовыми обидами. «Для нас работа это всё! – делится выстраданным 46-летняя учительница местной школы Колет Хохе. – Если ты ищешь работу, да еще долгое время, а потом видишь, что ее отдали поляку, то можно понять, какие чувства при этом испытываешь».

Первые «пионеры», то есть переселенцы из соседней Польши, взявшиеся осваивать западные земли в соседней Германии, появились после расширения ЕС 2004 года. А после снятия в Германии последних преград для перетока рабочей силы и мигрантов в 2007 году сюда хлынул поток. За 8 лет численность иммигрантов выросла до 1103. Немного в абсолютных цифрах, но в сравнении изначальной диаспорой это прирост в 13 раз.

«Молодые уезжают, – говорит 69-летний Х. Хакевост, инженер на пенсии. – Нам, старикам, останется только одно: потом выключить свет».

Зато население городка Лёкнитц пополняется приезжими. Рассказывает Радослав Попиела, основавший здесь фирму по торговле недвижимостью: «Немцы не считают эту часть Германии интересной для себя…. Здесь нет работы. Нет фабрик и заводов. А вот поляки, они намного более активны. Они открывают здесь собственный бизнес, они думают о будущем». Кстати, в классе, где учится сын пана Попиелы, из 23 учеников – 10 поляки.

Мэр городка Лотар Мейстринг категорически не согласен с утверждением, что поляки забирают рабочие места у немцев. «Я могу назвать все новые предприятия, которые основаны поляками. У кого они отобрали работу?»

Поток поляков, желающих начать новую жизнь в этих землях, подпитывается уникальными возможностями: здесь запросто купить большой дом на солидном участке земли всего за 90 тысяч долларов. За такую цену в польском 400-тысячном городе Щецине, что расположен всего в получасе езды, можно приобрести разве что двухкомнатную квартирку…

В прошлом «это была дорога с односторонним движением», объясняет ситуацию Кшиштоф Войцеховский, профессор Европейского университета Виадрина во Франкфурте-на-Одере. Сейчас все изменилось с точностью до наоборот. Профессор прав на все сто процентов. Теперь в Лёкнитце уличные вывески пишут на немецком и польском языках. В базарный день у местных универмагов скапливаются на парковках автомобили с польскими номерами. А в дни, когда играет польская команда по футболу, по городку разъезжают фанаты, размахивая польскими флагами.

Но не все так просто. Не секрет, что воссоединение Германии, хотя и было подкреплено вливанием порядка двух триллионов долларов в «восточные земли», до сих пор не привело к выравниванию уровня социально-экономического положения «весси» и «осси», западных и восточных немцев. В том же Лёкнитце 22% населения живет за чертой бедности, что сказывается и на стоимости недвижимости.

Кстати, нет ли здесь причинно-следственной связи: недавно в этих краях ровно 22% получили на местных выборах кандидаты от неонацистов, выступающие с анти-иммигрантской (читай, антипольской) программой?

Если поместить городок Лёкнитц в общеевропейский контекст, то не приходится удивляться, что именно здесь, в восточных землях, можно встретить больше всего противников дальнейших финансовых вливаний в погрязшую в кризисе Грецию. Здесь немцы считают, что лучше эти деньги использовать на стимулирование социально-экономического развития по-прежнему отсталых регионов бывшей ГДР.

Видимо, бундесканцлерин Ангела Меркель обращалась во многом к этим своим согражданам, когда заявила в середине июня в парламенте: «Да, Германия сильная, Германия – это экономический мотор, и Германия – это оплот стабильности в Европе. Но мы должны помнить, что силы Германии не бесконечны и возможности Германии имеют свой предел».

В городке Лёкнитце, откуда молодежь бежит в поисках лучшей доли, а старики готовятся «погасить свет», когда место опустеет, такие слова Меркель воспринимают с воодушевлением. Однако это не значит, что вслед за словами последуют инвестиции. Неужели одна надежда – на поляков?

Владимир МИХЕЕВ

№6(67), 2012

№6(67), 2012