Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Беда с этими дошкольниками!

Беда с этими дошкольниками!

image_pdfimage_print

Для начала – трюизм из серии «лошади кушают овёс и сено»: стартовые условия для школьника сильно зависят от социального статуса его семьи. И, тем не менее, именно таков главный вывод исследования, проведенного по заказу «министра здравоохранения» берлинского сената (земельного правительства) Катрин Ломпшер. Причем, названный фактор играет более значительную роль, нежели принадлежность к семье мигрантов, к неполной семье и так далее. Выводы делались по результатам обследования, охватившего 52 тысячи столичных мальчиков и девочек, собиравшихся поступать в школу.

Кроме того, многие дошкольники страдают от избытка веса, слишком долго просиживают у телевизора, успевают серьезно испортить зубы и даже не умеют достаточно хорошо говорить по-немецки. Каждый восьмой ребенок не обладает достаточными знаниями об окружающем мире, зато страдает от дефицита моторного развития, каждый девятый – чересчур толст, здоровье каждого одиннадцатого подвергается повышенному риску, поскольку его родители курят или не научили его дружить с зубной щеткой. Однако здесь идёт речь о среднестатистических показателях, которые сильно варьируются в зависимости от места проживания дошкольника.

Так, к районам с «высокой социальной нагрузкой», падающей на детей, относятся плотно заселенные иммигрантами и получателями социальной помощи Гезундбруннен, Веддинг, Кройцберг и север Нойкёльна. До 50% тамошних детей происходят из семей с низким социальным статусом. А в семьях «понаехавших» до половины детей недостаточно владеют немецким, чтобы нормально учиться в школе.

К районам с «минимальной социальной нагрузкой» относятся процветающие Штеглиц, Целендорф, Вестенд, Каульсдорф, Мальсдорф, и юг Лихтенберга. Здесь из семей с низким социальным статусом происходит лишь 5% детей. Парадокс: доля детей, недостаточно владеющих немецким, здесь всё же держится на уровне 20%. Видно, богатые или разбогатевшие иммигранты гнушаются жить рядом со своими соплеменниками, а стремятся поближе к коренному населению, понятное дело к его небедной части. Среднегородской показатель «невегласов» находится сейчас на уровне 33%, что не может не создавать огромных проблем для учителей начальных классов.

Более двух третей дошкольников живут в семьях с двумя родителями, четверть – с одним, но эти различия оказывают лишь небольшое воздействие на их успехи в школе.

С точки зрения социального статуса распределение детишек таково: четверть происходит «из низов», 50% относится к среднему слою, а последняя четверть принадлежит к семьям с высоким социальным статусом.

Весьма примечательны данные, характеризующие взаимоотношения дошкольников и телевизора. Примерно у 15% из тех, кому предстоит пойти в первый класс – они находятся в возрасте от пяти до семи лет – есть собственный телевизор. В группе детей с серьезными пороками развития таких заметно больше – 24%. Около 10% детей проводят перед экраном ТВ больше двух часов в день, а среди тех, кто имеет пороки развития – 16%. Показательно, что эти цифры по обеим подгруппам коррелируют с долей детей, страдающих от излишнего веса.

Эксперты, постоянно отслеживающие подобную статистику, уверяют, что никаких улучшений в этом отношении пока не прослеживается. На протяжении многих лет в районах вроде Кройцберга и Нойкельна остается много семей, в которых родители, вежливо говоря, чужды всякому образованию, и потому всю заботу о том, чтобы хоть несколько отесать их детей, приходится брать на себя школе. Вот почему, по их мнению, граница проходит не «между немцами и турками, а между образованными и необразованными людьми».

Андрей ГОРЮХИН

№4(54), 2011

№4(54), 2011