Женская доля


В статистике и в лицах

За минувшие шесть лет, если верить экспертам Всемирного экономического форума, в 85% стран положение прекрасной половины человечества существенно улучшилось. Но где женская доля всего завиднее и веселее? Где равные возможности позволили взойти на статусные олимпы и престижные эвересты? Таким вопросом озадачились журналисты английской газеты «Индепендент он санди» и после тщательного изучения статистики, сопоставления и анализа по странам, пришли к утешительным для одних и неутешительным для других выводам. При этом всякий раз сравнивая высший показатель с местом, занятым в этой табеле о рангах Британией.

Абсолютным рекордсменом, своего рода земным раем для женщин была названа… Исландия. Британии в этом общекомандном зачете досталось 16 место. На последнем – Йемен. В ледяной стране, напротив, все хорошо – с равноправием, образованием, занятостью, медицинским обслуживанием. Кристбъорг Магнусдоттир, дочь (доттир) Магнуса, 42-летняя повивальная бабка, она же акушерка, мать четверых детей в возрасте от трех до 16 лет, исполнена гордости за страну, которая, как она считает, создает все условия, чтобы женщина была независимой и самореализующей себя в труде.

«У нас много разных возможностей, – объясняет госпожа Магнусдоттир, – до достижения 20 лет ты пользуешься бесплатным государственным образованием, ты полагаешься на качественную медицину и на заботу о матерях и детях. Но еще есть трудовая этика. У нас много работающих мам, и все они пользуются огромным уважением в обществе».

Самое правильное место, чтобы стать матерью, – Норвегия. Самая малая вероятность материнской смертности (один случай на 7600). Хуже всего в Афганистане: там для женщины риск погибнуть при родах в 200 раз выше, чем от пули, мины или бомбы.

Там же обитают и самые закрепощенные «женщины Востока». Недаром подвижница 21-летняя Нурджахан Акбар, обучающаяся в США, сделала своей сверхзадачей изменить доставшиеся от средневековья узы. «Когда я приезжаю в Афганистан, я прихожу в отчаяние. Я становлюсь объектом сексуальных домогательств по четыре-пять раз на дню, прямо на улице». У Акбар есть мечта: «Мечтаю открыть в Кабуле интернет-кафе, где женщины могли бы контактировать с другими женщинами по всему свету».

Пойдем дальше. По части детской смертности, самое спокойное место – Греция (один случай на 31800). Хуже всего в Южном Судане, в этом новообразованном государстве лучше не рожать: на все население насчитывается всего 20 повитух! Это подвигло Джой Кени, 38-летнюю многодетную мать, у которой самый первый младенец трагически погиб при родах, создать новую транспортную службу – мотоциклетные перевозки, которые оперативно доставляют будущих мам в родильные дома.

«Мы знаем, что многие женщины умирают во время беременности, по статистике, по 16 каждый день. При этом четыре пятых всех родов происходят дома», – говорит Кени. Сейчас созданный по ее инициативе мотоциклетный парк состоит уже из 75 таких машин «скорой помощи».

В Швеции больше всего возможностей для женщины получить известность на поприще искусств: здесь есть квоты на выделение государственных субсидий для ведущих родословную от Евы, которые заняты в киноиндустрии. Зато в Британии среди кинорежиссеров всего 6% женщин. Хотите сделать карьеру в бизнесе, езжайте в Таиланд, где 45% всех высших должностных лиц в компаниях составляют женщины. Меньше всего таковых на высоких постах в корпоративной элите Японии.

Если есть амбиции взойти на вершину власти, то нет равных бывшему Цейлону, то есть Шри-Ланке, где 23 года правили только женщины (в числе премьеров были Сиримаво Бандаранаике и ее дочь Чандрика Кумаратунге). Британия на почетном седьмом месте. Вне зачета – Испания и Швеция.

Наилучшим местом для занятия политикой оказалась Руанда. Там из 80 парламентариев 45 – женщины. Британия (45 место) плетётся вслед за Объединенными Арабскими Эмиратами и Пакистаном. Хуже всего в Катаре, Омане и Саудовской Аравии, Йемене и Белизе – там вовсе нет женщин в высшем законодательном органе.

«Я почувствовала, что у меня особая миссия, – объясняет свой выбор жизненного пути и карьеры 33-летняя Конни Бвиза Секамана, депутат-законодатель из Руанды. – Я решила, что должна быть голосом женщин, которые стали жертвами геноцида… Сейчас мы можем поднимать вопросы, затрагивающие интересы женщин, в парламенте, и что важно, нас слушают не меньше, если не больше, чем мужчин».

Страны «третьего мира» берут реванш в неожиданных номинациях. Так, догадайтесь, где процент грамотных женщин превышает процент мужчин, умеющих читать и писать? В королевстве Лесото! Соотношение 95 на 83. А Британия – на 21 месте. Хуже всего в Эфиопии: только 18% женщин обладают первичными признаками грамотности. Зато в Катаре для девушек распахнуты двери вузов, притом широко: их число превышает число юношей в шесть раз.

Но та же Саудовская Аравия еще ни разу не посылала женщину-спортсменку участвовать в Олимпийских играх и вообще запрещает девушкам заниматься спортом в государственных школах. Кстати, здесь также запрещено женщинам садиться за руль (прямая противоположность – Индия, где число женщин-таксистов сравнялось с мужчинами). А в спорте на передовых позициях однозначно закрепились США, где зарегистрированы пять из десяти самых высокооплачиваемых атлеток.

Показательно, что в странах Карибского бассейна вскоре триумфально завершится феминизация такой профессии, как журналистика. Хотя, честно говоря, до этого еще далеко: в целом, журналистский корпус состоит из женщин только на 45%. Но если сравнить с Европой, то это достижение, поскольку Старом Свете их доля не переваливает за 35%.

Самое справедливое материальное вознаграждение женщины получают в Люксембурге, наравне с Норвегией: при доходах в 40 тысяч долларов в год, количество мужчин и женщин с таким уровнем достатка равно. Британия на 23 месте. Хуже всего дела обстоят в Саудовской Аравии: разрыв 5-кратный.

Что до разрыва в продолжительности жизни, то лучше всего японкам: они в среднем переживают сильный пол на семь лет, дотягивая до 87. Самый прискорбный результат в Лесото, где больше всего грамотных женщин, но зато доживают они только до 48 лет.

Ну, и наконец, самое выгодное место, «чтобы развестись с мужем», – остров Гуам, где разводы происходят с унылой регулярностью. На другом полюсе находится Гватемала, где разводы – большая редкость.

В общем и целом, Европа смотрится на фоне остальных неплохо: буйные побеги суфражистского самосознания дают о себе знать. В контексте прав человека идея равноправия занимает почетное место в повестке дня правительств абсолютного большинства стран Евросоюза. Рано утверждать, что равноправие стало свершившимся фактом. В палате общин британского парламента, если экстраполировать тенденцию, женщины сравняются по количеству мандатов с мужчинами не ранее, чем через 14 всеобщих парламентских выборов…

Владимир МИХЕЕВ

№5(66), 2012