Главная > Финансы & банки > Опыт > Пустая тара пополняет кошелек

Пустая тара пополняет кошелек

image_pdfimage_print

В Берлине в последние годы сбор использованных бутылок с последующей их сдачей в пункты приема стал распространенной практикой среди, нет, не бомжей, а обычных пенсионеров и безработных со стажем.

Возьмем, к примеру, Гюнтера (попросившего не называть его фамилию). Ему 61 год. В прошлом – механик. Живет, вернее, пытается выжить на пенсию в 700 евро (примерно 28 тысяч рублей). Не хватает. Сдает найденные им бутылки и в среднем получают прибавку к пенсии в размере 5 евро в день, которые тратит на еду и выпивку. «Люди просто выбрасывают эти ненужные им бутылки, почему же мне не выручить с этого какие-то деньги?»

Возможности такого умопомрачительного обогащения появились в 2003 году, когда правительство приняло закон о вторсырье и его переработке. Можно сдавать бутылки из-под пива, минеральной воды и лимонада. Обычно платят по 8 евроцентов за штуку, но если принес тару многоразового использования, то получаешь целых 25.

По статистике, из 648 тысяч пенсионеров, зарегистрированных в Берлине в 2009 году, 57 500 нуждались в том, чтобы из казны им выдавали пособия и предоставляли льготы, чтобы они могли выжить. Федеральное правительство и городские власти тратили на эти цели по 318 миллионов евро в год, но, похоже, и это не спасало. Забота об обездоленных ложилась на благотворительные организации, такие как «Банхофсмисьон», христианская группа поддержки, которая на основных железнодорожных вокзалах и станциях установила ящика для сбора одежды нуждающимся. Или «Берлинер Тафель», распределяющая продуктовые пайки в городе.

У сборщиков тары есть еще один мотив: общение. «Я собираю бутылки в зависимости от настроения, – поведал Гюнтер журналу «Шпигель». – При этом я встречаю разных людей, и это забавно. У меня была как-то работа в музее, но я там чуть не сдох от одиночества».

Сабин Верт из «Берлинер Тафел» также видит пользу от этого рыскания по мусорным бакам и корзинам в парке. «Появляется мотив выйти из дома и вступить в контакт с другими людьми». По ее мнению, все это не так уж и плохо, коль скоро позволяет «разорвать порочный круг – бедность и одиночество, которые почти всегда идут рука об руку».

Но есть и свои трудности: Гюнтера выпроводили из района парка, обустроенного на месте не используемого аэродрома Темпельхоф. Для Гюнтера понятно, почему полицейские это сделали: «Они не хотят, чтобы туристы видели настоящую бедность в Берлине». Отныне Гюнтер собирает свои бутылки по ночам на опустевших железнодорожных станциях.

После одной из вечеринок у себя дома студент Йонас Какошке решил помочь бедолагам и запустил интернет-сайт, на котором веселые компании заранее оповещают, где и когда они собираются провести пирушку, после которой останется немало пустых бутылок. Система заработала. Столичный положительный опыт переняли в Кельне, Аугсбурге и Эссене.

Да, это грустное зрелище. Пожилой человек копается в горе мусора. Но не все унывают. Возьмем 64-летнего Уве (это его не настоящее имя). Он полон бодрости, хотя давно уже безработный и у него тяжелая форма диабета. Уве занимается очисткой территории в берлинском районе Кройцберг последние два года. Его признание: «Мне нужны деньги, пособия по безработице не хватает на жизнь. Думаю, это дает мне занятие – немного чищу улицы. Опять же, я много хожу и потому даже сумел сбавить вес».

Вадим ВИХРОВ

№4(65), 2012

№4(65), 2012