Главная > Дневник событий > Персона > Подработка лорда Бленкатры

Подработка лорда Бленкатры

image_pdfimage_print

Каймановы острова нашли себе лоббиста среди пэров

Сейчас лорд Бленкатра отбивается от обвинительных нападок с отчаянным упорством, как загнанный в дальний конец клетки затравленный хищник. Ему вменяют лоббирование интересов Каймановых островов. Его отнюдь не бескорыстное, как подозревают, служение едва ли не основному оффшорному раю для британского, и не только, бизнеса представляет собой классический пример «конфликта интересов».

Как выяснили одновременно и Бюро расследовательской журналистики, и корреспонденты газеты «Индепендент», бывший депутат от тори по имени Дэвид Маклин, ныне лорд Бленкатра, активно вспомоществовал островному правительству в сохранении их главного источника доходов. Действовал он в качестве официального лица с титулом «директора правительственной миссии Каймановых островов в Соединенном королевстве».

Только за последние несколько месяцев лорд Бленкатра уговаривал канцлера казначейства Джорджа Осборна снизить транспортный налог на авиапассажиров, отправляющихся на Каймановы острова, и готовил встречу между депутатами палаты общин, предложивших «прикрыть лавочку» – лишить эту заморскую территорию выгодного статуса налогового убежища, с делегацией островных политиков (рандеву, тем не менее, сорвалось).

При этом лорд Бленкатра утверждает, что все его поступки не противоречат никакому кодексу чести или своду правил. «Вы не сможете указать ни на одну речь или голосование или поднятый мною в палате лордов вопрос, в котором я лоббирую интересы Каймановых островов». И это правда. Секрет кроется в следующей фразе лорда: «Вы спутали лоббистскую деятельность в парламенте, в чем я не замечен, с лоббированием правительства, чем я занимаюсь». Последнее, по логике лорда, вещь вполне допустимая. Тем же лоббированием занимаются, по его словам, более чем 150 послов и официальных эмиссаров, аккредитованных в Лондоне.

В оправдание своего высокого назначения Дэвид Маклин приводит еще и тот аргумент, что он-де имеет 27-летний стаж парламентария, что он от 10 до 12 лет отслужил в правительстве, что ныне он не какой-то там отставник или пенсионер, а пэр, заседающий в верхней палате. Деталь: в 2010 году он был вынужден отказаться от мандата по той причине, что у него обнаружили «рассеянный склероз». Что не помешало ему стать лордом.

Оппоненты лорда Бленкатра отметают доводы о его профессиональной состоятельности как не имеющие отношения к существу дела, которое сводится к простому, но красноречивому факту: на острове с населением 50 тысяч жителей зарегистрировано 70% (!) всех существующих в мире хедж-фондов. Там вращаются не большие, а очень большие деньги.

К этому обстоятельству подверстывается заявление премьера Каймановых островов Уилляма Маккива Буша по случаю назначения лорда Бленкатра: «Я в восторге от того, что политик с таким опытом как Дэвид, будет обеспечивать наши интересы в момент, когда льготное налоговое обложение подвергается злостным нападкам плохо информированных людей».

В этой фразе ключ к пониманию той роли, которая в действительности предписана лорду Бленкатру: защитить финансовые потоки, идущие через Каймановы острова, от посягательств. Неудивительно, что депутат от лейбористов Томас Дочерти призвал лишить пэра его зарплаты – «он не может одновременно носить две шляпы». В свою очередь, член теневого правительства лейбористов Джон Трикет заявил: «Это неправильно, что законодатель, принимающий решения по налоговой политике, является наемным работником известного налогового прибежища».

Последний штрих к портрету лорда Бленкатра, страдающего от рассеянного склероза, внес бывший коллега по партии тори Мэтью Пэрис, видимо, не больно его жалующий: если бы Дэвид жил в эпоху средневековья, то из него вышел бы хороший министр по изничтожению ведьм…

Владимир МИХЕЕВ

Комитет палаты общин по (этическим) стандартам в общественной жизни, исполняющий роль консультативного органа при правительстве Камерона, предлагает принять законоуложение, которое обязало бы министров декларировать: не является ли супруг или супруга официальным лоббистом. По меньшей мере, один случай стал в последнее время достоянием гласности: жена министра обслуживала интересы одной коммерческой структуры.
Более того, ревнители антикоррупционной чистоты рядов вынашивают идею заставить всех министров должным образом информировать соответствующие инстанции обо всех случаях их встреч с лоббистами. Правда, существующие правила предполагают, что необходимо будет докладывать только об «официальных» контактах. Если случайно пересеклись на скачках в Эскоте или в элитном клубе, это не считается.
В правительстве утверждают, что все эти меры призваны «повысить прозрачность процесса лоббирования». Под особо пристальным надзором должны оказаться связи политиков с теми, кто вносит существенные пожертвования в партийные кассы.

№4(65), 2012

№4(65), 2012