Главная > Финансы & банки > Транспорт > Пускать ли стариков за руль?

Пускать ли стариков за руль?

image_pdfimage_print

Статистика неопровержимо свидетельствует: пожилых людей в Европе, и в том числе – в Германии, становится все больше, и процесс будет нарастать. Из этой сугубой очевидности вытекает и то, что все больше их будет на дорогах – за рулем автомобиля. Хорошо это или плохо?

Если основываться, опять-таки, на статистических данных, то водители в возрасте от 65 до 75 лет – самая дисциплинированная часть обширного племени автолюбителей, и неприятностей от них несравненно меньше, чем от азартных новичков, воспитанных на компьютерных играх вроде «Жажды скорости». А вот с теми, кому уже перевалило за три четверти века, дело обстоит сложнее. И не потому, что они как-то особенно недисциплинированно ведут себя на дороге, нет. Просто в силу почтенного возраста они в самый неожиданный момент могут утратить контроль над управлением авто и наделать больших бед. То и дело в германской прессе появляются истории о том, как какому-нибудь старцу внезапно стало плохо, и он въехал в мирно стоящие у обочины машины, безвозвратно перекорежив их. Или, как это недавно было в Берлине, убился сам…

Поэтому вопрос о том, пускать ли стариков за руль – далеко не праздный. Зигфрид Брокман, специалист по автоавариям из Единого германского союза страховщиков, уверен: все пожилые люди, желающие сохранить возможность садиться за руль, обязательно должны пройти «проверку на мобильность», экзамен, который у них должны принять специально подготовленные опытные инструкторы. А, кроме того, обязательным для них должно быть и придирчивое медицинское освидетельствование. Причем проводящий его медик должен подходить к делу с предельной ответственностью. «Ведь объективных критериев того, может ли имярек водить автомобиль, просто не существует. И решение каждого врача всегда будет субъективным», – считает З.Брокман.

Во всяком случае, этот эксперт уверен: неизбежный рост числа престарелых водителей в ближайшие 30 лет неминуемо скажется и на статистике автопроисшествий. Спорить тут не с чем, ясно, что с годами и зрение слабеет, и реакция замедляется, и внимание ослабевает, не говоря уже про эти отвратительные подагры-радикулиты-артриты-артрозы. И ситуации, из которых десятилетиями удавалось выходить без проблем, могут вдруг оказаться непосильными…

Казалось бы, чего проще? Установи законодательное возрастное ограничение – и дело с концом. Если смотреть только на материальную сторону вопроса, возможно, так и стоило бы поступить. Но как быть с тем, что для многих стариков их «четырехколесный друг» остается одним из немногих звеньев, связывающих их с общественной жизнью? По мнению весьма влиятельного в этих вопросах Всеобщего германского автомобильного клуба, примитивные запреты контрпродуктивны. Другое дело, что автомобили пожилых людей надо бы в обязательном порядке оборудовать устройствами, оказывающими помощь в парковке, напоминающими о том, что надо пристегнуться, включить свет, быть повнимательнее там, где может сложиться аварийная ситуация. Это – изрядное подспорье для ветеранов автомобилизма.

А еще упомянутый автоклуб, известный едва ли не каждому немцу по четырем буквам своей аббревиатуры – А-Дэ-А-Цэ – с февраля этого года начал проводить для пожилых специальные тренинги, помогающие им поддерживать себя в хорошей водительской форме.

Андрей ГОРЮХИН

№4(65), 2012

№4(65), 2012