Главная > Дневник событий > В фокусе > Казнены, но не забыты

Казнены, но не забыты

image_pdfimage_print

За годы правления национал-социалистов смертные приговоры были вынесены 30 тысячам дезертиров и «веркрафтцерзетцеров» – пораженцев, считавшихся угрозой для военной мощи вермахта.

В последние 30 лет в Германии во многих местах были созданы мемориалы, призванные почтить память тех, кого теперь называют «жертвами нацистской военной юстиции». Есть они в таких больших городах как Берлин, Кёльн или Штутгарт, есть и в маленьких Марбурге или Ульме. А вот в Гамбурге, где, кстати, на полигоне Хёльтигбаум были казнены около 300 человек, обвиненных в дезертирстве, такого мемориала до сих пор нет. Но как раз сейчас идут дебаты о том, что город в нем нуждается. Причем, небольшой памятник, который сейчас есть на месте расстрела в районе Ральштедт, многие считают недостаточным, поскольку расположен он в пустынном углу между промышленной зоной и природоохранной территорией.

Рене Зененко, основатель гамбургского Союза за создание мемориала памяти дезертиров, с 2010 года ведет разъяснительную работу, убеждая общественность города, что в этом есть насущная необходимость, поскольку нет другой возможности сохранить память о людях, похороненных в общей могиле.

Детлеф Гарбе, руководитель мемориала в Нойенгамме, на месте концентрационного лагеря, самого большого в северо-западной Германии, соглашается с тем, что даже среди профессионалов-историков мало кто знает, каковы были масштабы жестокости нацистской военной юстиции.

Вот почему место для мемориала предлагается найти не на отшибе Гамбурга. Кое-кому кажется, что такое место уже есть, достаточно переделать находящийся в самом центре, неподалеку от вокзала Даммтор, памятник, непочтительно именуемый многими «Кригсклотц» – «военный чурбан». О его художественных достоинствах пусть судят искусствоведы, давайте обратимся к истории его появления.

Создан он был в 1936 году в память солдат, погибших в Первой мировой войне. Некоторые считают, что украшающая его надпись – «Германия должна жить, даже если мы должны умереть» – порождение милитаристской пропаганды национал-социалистических времен. Пусть так, но столь смелая перелицовка истории и превращение памятника павшим воинам в мемориал памяти дезертирам пока не всех приводит в восторг. И уж конечно Союз защиты памятников этот замысел точно не воодушевит.

Хотя идея создания мемориала дезертиров им будет поддержана, о чем заявил официальный представитель этого союза Энно Изерман.

Но вот с тем, что молодым людям должно быть больше известно об этой непростой странице национальной истории, спорить нельзя. Тем более, что она не оставляет их равнодушными: ученики 10-го класса одной из гамбургских школ даже написали письмо обер-бургомистру Олафу Шольцу, в котором попросили почтить память людей, жизнью заплативших за свое нежелание принимать участие в этой войне. Тем более, что подавляющее большинство из них были убиты в последние месяцы, а то и недели, когда в крахе Германии уже ни у кого не оставалось сомнений».

Сергей ПЛЯСУНОВ

№4(65), 2012

№4(65), 2012