Главная > Финансы & банки > Экономика > Брюссель решил контролировать экономики еще 12 стран

Брюссель решил контролировать экономики еще 12 стран

image_pdfimage_print

Медленно, но неуклонно, «Большая Европа» продвигается к созданию единого экономического правительства. Об этом свидетельствует обнародование Европейской Комиссией критериев экономического роста, которым должны соответствовать модели развития 12 стран ЕС.

Цель введения контроля над макроэкономикой очевидна: Брюссель намерен воспрепятствовать безоглядному экономическому росту любой ценой, что несколько лет назад привело в проблемных странах к массовой безработице и значительному ухудшению материального положения их жителей. Незадолго до кризиса такая модель роста была особенно свойственна Ирландии и Испании, всячески поощрявших строительство жилья в кредит. В результате бума на этом рынке возникли и лопнули гигантские финансовые «пузыри», спровоцировавшие колоссальную задолженность государства и банкротство многих банков и строительных фирм.

Теперь Еврокомиссия собирается строго надзирать за состоянием финансов этих государств, прежде всего, контролировать дефицит госбюджета и государственного долга, которые не должны превышать соответственно 6% и 60% ВВП. Но этим дело не ограничится: представители Брюсселя будут постоянно анализировать основные показатели экономики, ее эффективность и устойчивость, чтобы правительства могли своевременно принимать необходимые превентивные меры. Всего вводятся 10 критериев.

Под лупу европейских властей попадет динамика макроэкономических показателей Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Дании, Испании, Италии, Кипра, Словении, Финляндии, Франции и Швеции. В список не попали такие проблемные страны, как Греция, Ирландия, Португалия и Румыния, поскольку они уже находятся под присмотром Еврокомиссии как получатели крупной финансовой помощи ЕС и Международного валютного фонда.

В ближайшие месяцы Еврокомиссия тщательно изучит финансово-экономическое положение каждой из 12 стран, исходя из соблюдения ими разработанных критериев. Затем по инициативе Брюсселя их министры будут периодически анализировать степень разбалансированности того или иного нарушителя макроэкономических параметров. Если в течение полутора лет она не будет устранена, то такая страна может быть оштрафована, причем, финансовые санкции могут применяться только к государствам, входящим в зону евро.

По словам члена Европейской Комиссии Олли Рена, отвечающего за экономическую и финансовую политику ЕС, серьезную озабоченность сейчас вызывают, в частности, ухудшение торгового баланса и сокращение экспорта Франции, Великобритании и Италии.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

В самых проблемных странах ЕС сильнейшую головную боль властей вызывает рост безработицы, особенно среди молодежи.
По данным «Евростата», бесспорный лидер в этом отношении – Испания, где общий уровень безработицы превысил 23%, а среди молодых людей достиг 47%. Ненамного от Испании по этому показателю отстает Греция, за ней идет Португалия.
В этих странах, а также в Италии, подчеркивает Европейская Комиссия, необходима глубокая реформа рынка труда, его либерализация, в частности, отказ от «бессрочных» контрактов найма рабочей силы. В Италии, например, с 1970 года действует закон, обязывающий работодателя восстанавливать работника в должности, «если он уволен нечестно». Степень нечестности должен определять суд, который в подавляющем большинстве случаев встает на сторону уволенных.
В Испании трудовое законодательство почти не изменилось с периода правления диктатора Франсиско Франко. Оно обрекает чуть ли не половину экономически активного населения страны на временные контракты или безработицу, зато контракты другой половины практически неприкасаемы и обеспечивают щедрое вознаграждение за труд и завидные социальные выплаты. Новое правительство намерено начать реформу с сокращения выплаты компенсации за увольнение работников по постоянным контрактам с 42 (!) месячных зарплат до 12.

Один из локомотивов европейской промышленности – автомобилестроение – вновь переживает трудные времена. После завершения программы выкупа старых машин правительствами многих стран, на их рынках происходит спад продаж новых моделей, особенно местного производства, и в первую очередь – предназначенных для средних слоев населения.
Европейские компании даже таких гигантских корпораций, как «Пежо-Ситроен», «Опель-Воксхолл» и ФИАТ несут крупные убытки. Шведский «Сааб» прекратил производство, а руководство японского концерна «Мицубиси» собирается закрыть свое подразделение в Нидерландах.
Проблем не испытывает только продукция премиум-класса германских компаний «Мерседес», БМВ и «Ауди». Их лимузины по-прежнему востребованы на мировом рынке, благодаря устойчивому спросу в России, Китае и Бразилии, а также в богатых арабских странах.

№3(64), 2012

№3(64), 2012