Вышел 63-й номер журнала «Вся Европа»


Вышел в свет новый, 63-й по счету номер интернет-журнала «Вся Европа», издаваемого Европейским учебным институтом. В нем, как и во всех предыдущих, рассказывается о происходящем в Европейском Союзе и отношениях между Россией и ЕС. Анализируются последние события и новейшие тенденции в политической, экономической, социальной и культурной жизни и правоприменительной практике ЕС и его государств-членов, интересные для российского читателя.

К февралю ситуация в зоне евро несколько прояснилась. В выступлениях политиков зазвучало чуть больше оптимизма. Настроения бизнеса улучшились. Все это, несмотря на очередное снижение рейтингов большой группе стран ЕС, средиземноморских и восточно-европейских (причины — высокие риски, опасения по поводу эффективности реализации намеченных реформ, замедление темпов экономического роста в среднесрочной перспективе — обстоятельно разъясняются в рубрике «Без перевода»). Несмотря на некоторое ослабление доверия к общей валюте ядра интеграционного объединения и высокой волатильности рынков, нервно реагирующих, в том числе, на происходящее в зоне евро.

Надежды на то, что наметился перелом, и ЕС, по всей видимости, вскоре начнет выходить из затяжного глубочайшего кризиса суверенных долгов и предстанет перед остальным миром гораздо более сплоченным, добавило то, что в действиях институтов и ведущих стран ЕС наметилось нечто похожее на стратегию. Отчетливее стали резоны, по которым Германия и вся Центральная и Северная Европа отказывались безоглядно бросать деньги в черную дыру греческой экономики, а равно и экономики нескольких других преддефолтных стран. Конечно же, их надо спасать, считали они, но не любой ценой. Не ценой создания еще больших проблем, с точки зрения долгосрочного развития, справиться с которыми будет на порядок сложнее.

Элементы стратегии эксперты увидели в следующем. 1) ЕС удалось договориться о создании фискально-бюджетного союза, упорядочивающего деятельность государств-членов в этой крайне важной области хозяйствования, подчиняющего его общему контролю и гораздо более жестким, чем раньше, правилам игры. В последних днях января главы государств и правительств стран ЕС согласовали соответствующий договор, идущий в развитие учредительных договоров ЕС. То, что две страны — Великобритания и Чехия остались за бортом, не могло умалить значение достигнутого. Если к лету, как планируется, он будет всеми ратифицирован и вступит в силу, в ЕС, наконец-то, будет наведена бюджетная дисциплина, а ее нарушения — влечь за собой автоматическое наложение санкций.

(2) Германии и ее единомышленникам, раннее тщетно подававшим пример, удалось навязать всем проблемным странам, тянущим ЕС в пропасть (даже Греции — о чем основные сюжеты номера), запуск столь назревших масштабных системных реформ. Как быстро, слаженно и скоро они должны проводиться, и из чего состоять, неожиданно для всех продемонстрировала Италия. И политический класс, и население страны поддержали их как безальтернативные. Так называемое правительство технократов под руководством премьер-министра Монти принялось осуществлять меры по оздоровлению банковской и финансовой системы; снятию административных барьеров в экономике и созданию конкурентной среды; либерализации рынка труда; и, в том числе, но не единственно (!), по дальнейшему выборочному урезанию государственных расходов и выходу на бездефицитный бюджет.

(3) ЕС и государства-члены взяли курс на диверсификацию мер по выходу из кризиса суверенных долгов, разбавив политику затягивания поясов ориентирами по стимулированию экономического роста, созданию новых рабочих мест, поддержке малого и среднего предпринимательства и оказанию содействия молодежи в устройстве на работу. На соответствующие решения, утвержденные Европейским Советом также в конце января, общественное мнение ни внутри ЕС, ни за его пределами никак не отреагировало. А зря. Ведь они содержат поручения Европейской Комиссии подготовить конкретные предложения по созданию инструментов, необходимых для достижения указанных ориентиров. Фактически, это гарантия того, что, осуществив санацию национальных экономик, ЕС замахивается на то, чтобы предать теперь уже совместно осуществляемой экономической политике принципиально иное качество. Чтобы от реактивной перейти, не позже лета текущего года, к проведению проактивной экономической политики.

(4) Брюссель, может быть, не особенно это афишируя, обнародовал свой план привлечения финансовых ресурсов всего остального мира к преодолению кризиса суверенной задолженности в зоне ЕС. Пока не будет принято решение об увеличении возможностей МВФ на 500 миллиардов долларов, ЕС не собирается увеличивать свои собственные фонды, которые могут быть использованы на оказание помощи проблемным странам-членам. Когда же такое решение будет принято, и ЕС сможет полагаться не только на свои средства, но и мощную международную поддержку, он, скорее всего, перебросит туда 250 миллиардов евро из других источников. Плюс, что не исключено, повысит и основную сумму. Тем самым на пути распространения кризиса, если вдруг последует его очередной виток, воздвигаются редуты небывалой высоты. Суммарные средства, которые могут быть брошены на тушение очередного пожара, если он вновь разгорится в ЕС, превысят полтора триллиона долларов (насколько, правда, пока не определено). На этом как раз и настаивали США и азиатские экономические гиганты, чтобы снять риски замедления мировой торговли, исходящие из зоны ЕС.

Таков, подчеркнем, оптимистический сценарий развития событий. В журнале, естественно, анализируются и другие возможные варианты (см., например, «Эллада выбрала лучшее из двух зол» и «Грекам пока не бросили спасательный круг» из рубрики «В фокусе» и «Экономика»).

Однако как только в еврозоне наметилась некоторая стабилизация, новостной фокус — таковы законы жанра — сместился в сторону. В нем оказались события вокруг Ирана и Сирии. Материалы на эту тему и политику ЕС и основных держав в их отношении сразу же заняли видное место в предлагаемом вашему вниманию выпуске (см., в частности, статьи «Евросоюз вводит санкции против Ирана» и «Как теперь европейцам вести дела с иранцами» из рубрики «Тенденции и прогнозы» и др.).

Одновременно на передний план вышли вопросы внутриполитической конкуренции в ведущих странах-членах ЕС. Прежде всего, во Франции. С учетом значения Парижа для европейской политики и того, насколько высоко задраны ставки в борьбе за то, будет ли он следовать в фарватере ранее согласованной политике ЕС или потребует ее пересмотра, им в журнале уделено повышенное внимание. Тактике различных политических сил и возможным последствиям прихода к власти в стране той или иной их комбинации посвящен целый пакет статей. Их можно отыскать в нескольких рубриках журнала (см., например, «Социалист хочет заселиться в Елисейский дворец» в «Дневнике событий», «Н. Саркози готов уйти и начать делать деньги» в «Персоне» и «Франция: кандидаты готовы к сражению» в «Политике»).

Обострению внутренней ситуации в отдельных странах ЕС посвящены статьи по Румынии («Румыния: тоска по«твердой руке» «В фокусе», «… и десять» в «Дневнике событий»), Венгрии и Восточной Европе («Крутой политический вираж Восточной Европы» в «Тенденциях и прогнозах»). В них напоминается, что за прошедший после начала кризиса период сменилась власть в Португалии, Ирландии, Великобритании, Венгрии, Дании, Словакии и Словении. Совсем недавно пришли к власти новые правительства в Италии и Греции. А ЕС, похоже, начинает неформально все больше и больше распадаться на клубы по интересам.

Другими красками заиграли и темы, казавшиеся ранее несколько периферийными. Среди них — такие, как политическое самоопределение отдельных внутринациональных регионов ЕС и последствия неуправляемого иммиграционного потока для внутренней и внешней политики тех или иных государств-членов. Виднее стали нюансы социальной, структурной, энергетической (климатической) и других осуществляемых ими политик. Все они чуть более или чуть менее детально освещаются на страницах выпуска.

В нем также подробно рассказывается о том, как воспринимается Россия общественностью и политическим классом ЕС. На примере недавно опубликованного доклада о пост-БРИКСовской России высмеиваются клише и стереотипы о нашей стране, бытующие в общественном сознании. Вновь разъясняется, насколько выиграют Россия и ЕС от установления дружеских союзнических отношений и перехода к согласованию и осуществлению общего курса на построение Большой Европы. Разбираются генезис современных представлений о модернизме и модернизации, имеющийся международный (европейский) опыт и возможности его использования российскими властями. В номере впервые публикуется также большой подробный аналитический доклад «Экономические отношения России и ЕС: навстречу партнерству для модернизации».

Кроме того, рекомендуем вам познакомиться с такими рубриками журнала, как «Уголок науки», «Открываем Старый Свет», «Привычки и нравы» и др. — вы наверняка получите большое удовольствие.

© Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России
Екатерина ЭНТИНА, доцент НИУ ВШЭ