Главная > Финансы & банки > Энергетика > Биобензин: первый год комом

Биобензин: первый год комом

image_pdfimage_print

Широко разрекламированный бензин Е10 задумывался нефтяными концернами как прорывная новинка, имеющая хорошие перспективы стать стандартным сортом автомобильного топлива. И что же из всех этих намерений вышло? Давайте рассмотрим по порядку.

Европейская Комиссия издала предписание, в соответствии с которым до 2020 года 10% энергии, используемой на транспорте, должно быть получено из возобновляемых источников. Оно касается всех стран Союза, без исключения. Но где именно его проводить в жизнь – на автомобильном, воздушном или железнодорожном транспорте – это уже оставлено на усмотрение самих стран. Так вот Германия – сама, никто насильно не заставлял! – вознамерилась решить поставленную проблему за счет подмешивания спирта в автомобильное горючее, как в бензин, так и дизтопливо.

Сей проект развивался полным ходом еще в бытность министром охраны окружающей среды Зигмара Габриэля, нынешнего лидера Социал-демократической партии Германии. Он же в начале апреля 2008 года на полном разгоне затормозил введение этой новинки. Формальный повод: в то время по германским дорогам странствовало целых 4 миллиона автомобилей, не способных передвигаться на такой «адской смеси». Но право же, очень трудно отделаться от мысли, что изрядное политическое чутье подсказало герру Габриэлю: эту, как говорят немцы, «горячую картофелину» лучше перекинуть в горсть своему преемнику. Пусть на него всех собак и вешают.

Вообще-то, точно так же поступил и габриэлев предшественник, знатный эколог Юрген Триттин, ныне на пару с Ренатой Кюнаст возглавляющий парламентскую фракцию «зеленых». Он не менее изящно спихнул со своих плеч почетное право стать первопроходцем.

Но уж Норберту Рёттгену, христианскому демократу и нынешнему главному охранителю германской окружающей среды, деваться было некуда, и в январе прошлого года свершилось неизбежное: на заправках появился Е10… Правда, доля биоспирта в дизтопливе составляет только 5-7%: больше двигатель не выдерживает.

А что изменилось после всех этих затяжек? Ну, кое-что поменялось, нельзя не признать: на миллион уменьшилось число авто, мотор которых может получить повреждения, если накормить его экологической новинкой. А так… Спирт по-прежнему может привести в негодность алюминиевые детали в механизме впрыска и резиновые прокладки и уплотнения. Речь шла, прежде всего, о небольших машинках французского производства и некоторых моделях «Фольксвагенов». Разумеется, был подготовлен подробный перечень, где были упомянуты все модели, в которые экологическую новинку заливать было категорически нельзя.

Все прочие 27 миллионов авто спирта не боялись, из чего бы он ни был сделан – из свеклы, кукурузы или из пшеницы с ячменем. Лидеры германского автозаправочного рынка – «Арал» и «Шелл» – приступили к продаже, руководствуясь при этом нехитрым принципом «попробуем, а там – будь что будет».

Как едко замечали потом газеты, инноваторы учли все, кроме одного: немцы вовсе не склонны к тому, чтобы их любимая цацка – автомобильчик – становилась объектом непонятных экспериментов. Бундесбюргеры вообще предпочитают, чтобы с ними неторопливо провели предварительную разъяснительную работу, после которой даже навязанное извне решение кажется принятым самостоятельно, в результате тщательных размышлений и взвешивания всех «за» и «против».

А эту новинку пропихивали ломом, не предоставив клиентам никакой альтернативы: за одну ночь на заправках «Арала» (дочки «Бритиш петролеум», если кто забыл) традиционный супер-плюс с 5% спирта перестал продаваться по прежней цене, а новинка – Е10 – стала самым дешевым предложением. Супер-плюс же подорожал на 8 евроцентов. «Шелл» проделал то же самое…

Весь гнев клиентов вылился на операторов заправок, словно они были в чем-то виноваты. И новый бензин просто никто не стал брать, несмотря на приемлемую цену. Люди были готовы платить на четыре евро больше за одну заправку даже тогда, когда их авто вполне мог безболезненно проглотить Е10.

«Шелл» и «Арал» начали терять клиентуру, поскольку люди предпочитали заправляться там, где новинкой еще не начали торговать. Например, на маленьких заправках, где, говорят, временами доходило до очередей.

В целом ситуация накалилась настолько, что тогдашнему министру экономики Райнеру Брюдерле (СвДП) пришлось в марте минувшего года созывать заинтересованных лиц в Берлин, на бензиновый саммит. Затык надо было как-то разруливать, а водителей – убеждать, что новинку все же можно безбоязненно покупать. Но клиенты бензоколонок об этих благородных намерениях осведомлены не были, они предполагали, что синклит собрался затем, чтобы неудачную инновацию похоронить. Завершилась сходка предложением «расширить, углубить и усилить»… разъяснительную работу. У охотников такие потуги называются «пальбой в холодный след» – бессмысленный перевод патронов. Судя по настроениям в обществе, все ждали, что новинку тихо похоронят. Но дождались только того, что Р.Брюдерле в мае мигрировал из министерства на пост главы парламентской фракции свободных демократов.

Может быть, это кого-то и удивило, но сотрудники автозаправок не проявили активности в раздаче информационно-пропагандистских материалов о замечательном новом бензине. А преемник Брюдерле на посту министра – Филип Рёсслер увел бензиновую дискуссию в другую сторону: рассуждать стали о том, есть ли смысл вливать в автомобильное горючее вещество, изготавливаемое из сельскохозяйственного сырья.

Ну да, спирт в Германии делают из свеклы или из зерновых. Любой человек не до конца забывший школьный курс химии вспомнит, что можно его и синтезировать, скажем, гидратацией этилена или получить из отходов деревообработки. И что из того? Каким образом эти сакральные знания помогут убедить людей, что бензин с повышенной добавкой спирта не дрянь бессмысленная, а приемлемое горючее?

К пасхе ситуация обострилась: в последний уикенд апреля на некоторых сетевых заправках, скажем на «Эссо», были представлены не все сорта бензина. Для немца это примерно то же самое, что обнаружить в супермаркете единственный сорт пива… Концерн «Шелл» заговорил о том, что грядут перебои со снабжением: не хватает бензовозов, чтобы снабдить все колонки супером. Но даже при этом Е10 было везде полным-полно, и брать его не спешили. Сомнительная реклама для нового товара, а?

Тут уже и нефтеперерабатывающие концерны сообразили, что зашли слишком далеко: сперва «Шелл», а затем и «Арал» перестали пытаться силой впихнуть новинку упорно сопротивлявшимся автолюбителям. Они все же усекли то, о чем арендаторы автозаправок – а именно на таких условиях сотрудничают с концернами те, кому приходится непосредственно иметь дело с клиентами – твердили с первых дней натужного эксперимента: насильно мил не будешь!

Гиганты вынужденно отработали назад, и на заправках опять стали массово торговать супером-Е5 с октановым числом 95 (спирта в нем 5%). Разницу в цене с Е10 снизили до 3 евроцентов.

Автолюбители были вправе праздновать победу. Но, как оказалось, все же рановато…

В конце лета Е10 опять стали предлагать на всех заправках «Арал» и «Шелл». Изготовители новинки зашли с другого бока: тому, кто будет регулярно заливать её в бак, возместят все затраты на исправление возможных поломок. Большого успеха нефтяники не добились, поскольку соответствующие договоры с продавцами заключило пока что-то около тысячи человек. А вот поток негативной информации в СМИ отнюдь не иссяк.

На это раз озлобление вызвала цена: закон обязал концерны довести долю биобензина в общем обороте до 6,25%, а при таком скверном сбыте добиться этого было невозможно. Вот и пришлось… Ну да, вы верно поняли – поднять цену. Разобраться по публикациям во всех хитросплетениях ценообразования крайне трудно. Но ясно вот что: концерны за невыполнение закона будут штрафовать. И на кого они переложат эти расходы? Вот то-то и оно.

Сейчас Е10 заливает в бак в лучшем случае каждый десятый из посетителей автозаправок. Подавляющее большинство водителей этого удовольствия избегает. И выгода в 3 евроцента на литре практически ни для кого не является убедительным аргументом для приобретения новинки. До конца не сняты и опасения в том, что мотор может получить повреждения от этого горючего. Они важны в первую очередь для тех, кто привык эксплуатировать машину долго, а не менять её каждые три года. Ссылаясь на мнение арендаторов заправок, газеты утверждают: пока будет продаваться Е5, новинку продолжат брать с трудом.

Андрей ГОРЮХИН

№2(63), 2012

№2(63), 2012