Главная > Тенденции & прогнозы > Как теперь европейцам вести дела с иранцами?

Как теперь европейцам вести дела с иранцами?

image_pdfimage_print

Пока продолжаются политические баталии вокруг усиления экономической изоляции Ирана, которая проводится под давлением США, европейские компании пытаются понять, как им дальше вести бизнес с Тегераном, и можно ли это будет делать вообще.

В ЕС все понимают, что дело не только в попытке с помощью новых эмбарго противодействовать продолжению иранской атомной программы. В частности, сторонники этой меры воспринимают ее как стремление успокоить экстремистов в США и, особенно, в Израиле и предотвратить силовые действия с их стороны против Ирана. Со своей стороны, иранские власти могут ввести встречные ограничения на поставки нефти в страны ЕС, не дожидаясь, пока в мае вступят в силу те, о которых решили сейчас в Брюсселе.

Экономически больше других от принятых решений пострадают несколько европейских стран. Италия – главный в ЕС торговый партнер Ирана, а главный экспортер туда – Германия. А еще – Испания, Италия и особенно Греция – основные покупатели в ЕС иранской нефти, причем, греки приобретают ее на особенно выгодных условиях. Эта группа ослабленных стран в нынешние финансово трудные времена совсем не нуждается в дополнительных расходах на приобретение «черного золота», если она лишится иранской нефти.

Однако европейские бизнесмены (и не только) готовятся подсчитывать убытки и выстраивать новую стратегию торгово-экономического взаимодействия с этой страной. Что конкретно запрещают делать с Ираном в рамках т.н. ограничительных мер, хотя бы и не сразу, а с мая 2012 года?

Во-первых, вводится полный запрет на импорт нефти и продуктов нефтехимии из Ирана в ЕС. Запрещаются любые инвестиции из Европы в нефтяную отрасль этой страны. Практически блокируется поставка соответствующего оборудования и технологии, а также образование СП с иранцами в этой области, хотя новые меры не распространяются на ранее достигнутые договоренности. Под эмбарго не попадают поставки из Ирана, которые осуществляются в рамках погашения долгов европейским компаниям.

Во-вторых, максимально затрудняются все взаимоотношения с Центральным банком Ирана. Наименее болезненная часть этих запретов – невозможность получать из стран ЕС изготовленные там монеты и купюры. Важнее, что новые меры крайне осложнят оплату иранскими покупателями товаров, закупаемых в Европе, которая проводится в той или иной степени с участием иранского ЦБ. Для каждой сделки станет теперь необходимо получать специальное разрешение в той из 27-ми стран ЕС, где находится заключающая сделку компания. Возможно, именно эта часть санкций окажется наиболее болезненной для обеих сторон, поскольку станет очень трудно экспортировать в Иран товары.

Андрей СЕМИРЕНКО

№2(63), 2012

№2(63), 2012