Главная > Дневник событий > В фокусе > Кристиан Вульф: президент, лишенный репутации

Кристиан Вульф: президент, лишенный репутации

image_pdfimage_print

Посту президента ФРГ в последние годы как-то уж совсем особенно не везет! Сперва с ним добровольно расстался Хорст Кёлер, сделавший это, впрочем, с полным достоинством и без всякого ущерба для репутации.

Но уж то, что сейчас происходит вокруг нынешнего президента Кристиана Вульфа, это просто немыслимая комбинация скверного водевиля и неталантливого голливудского фильма «про политику». Да и сам Вульф, погрязший во вранье и запирательстве, тоже хорош! Из «идеального зятя, любимца каждой немецкой тещи» он в считанные недели превратился в загнанного в угол человека. И удивительно не то, что ему сейчас доверяют всего 25% сограждан, а то, что их всё еще остается так много.

С хроникой скандала и выдвигаемыми против Вульфа обвинениями можно познакомиться ниже*1. А теперь – о последних событиях вокруг «отца нации».

… 19 января в 10:08 утра скопище афер, в которые впутано имя Кристиана Вульфа, обогатилось еще одной: прокуратура Ганновера, столицы земли Нижняя Саксония, правительство которой возглавлял в свое время нынешний президент, начала следствие против его многолетнего доверенного лица и до недавних пор официального представителя – Олафа Глезекера. Тот был заподозрен в том, что получал взятки от «лучшего ивент-менеджера Германии» Манфреда Шмидта.

Дело закручено всерьез: обыски прошли в квартирах и офисах обоих подозреваемых – в Вюнсторфе, что под Ганновером, в Берлине и в Швейцарии. Доказательств пока не обнаружено. Но тут же встал вопрос ребром: а что было известно федеральному президенту? Почему это он перед самым Рождеством – 22 декабря – отправил Глезекера в отставку?

Тот, кто давно занимается политикой, имеет достаточно развитое чутье, чтобы осознать особую опасность таких простых вопросов. Ведь Глезекер был настолько близок к Вульфу, что кое-кто подозревал: без такого помощника тому и президентом бы ни за что не стать. Да и Шмидт – это тоже не просто какой-то «менеджер с бугра». Знатоки считают его самым прожженным мастером своего дела во всей республике. А Вульф дружил с обоими. И так-таки совсем ничего не подозревал?

А речь вообще-то идет об организации крупного события, проходившего трижды с 2007 по 2009 год, о «Диалоге между Севером и Югом», между двумя федеральными землями – Нижней Саксонией и Баден–Вюртембергом, где правительство тогда возглавлял нынешний член Европейской Комиссии Гюнтер Эттингер. В них принимал участие чуть ли не весь цвет германского бизнеса.

И со многими из них Манфред Шмидт достаточно тесно знаком: в его банке данных недаром насчитывается 20 тысяч контактов, в том числе и частные телефоны «сильных людей» из мира бизнеса. Для справки: после того, как Вульф занял пост президента ФРГ, это событие было, прежде всего, отпраздновано им в тесном кругу в роскошной резиденции на берлинской Паризер-плац, что у самых Бранденбургских ворот. А принадлежит она… Вы правильно догадались, Манфреду Шмидту, кому же больше?

Разве много в Германии таких людей, которые всего за один вечер могут созвать на обед десяток высокопоставленных гостей из мира политики? Гонорары за такие «организационные услуги», по мнению знатоков, доходят до 800 тысяч евро. Так вот нижнесаксонская прокуратура и подозревает, что «Диалог между Севером и Югом», который был деловой встречей, проводившейся на приватной основе, был профинансирован Глезекером, в то время статс-секретарем. Из государственной кассы.

А ответной услугой могли стать недели приятного отпуска в солнечных краях. Глезекер не однажды гостил в принадлежащих Шмидту домах в Южной Франции и Испании. По-дружески? Может быть, а может – и нет…

Но суть даже не в деньгах, а во вранье: земельное правительство не раз и не два отрицало всякое финансовое и организационное участие в этих диалогах, а тут вдруг нижнесаксонская статс-канцелярия «под протокол» признает: был грех, участвовали.

Да-да, Олаф Глезекер еще вполне может «пойти паровозом», взяв все на себя. А Вульф – в очередной раз изобразить полнейшее незнание: я не я, и лошадь не моя. Но этот нехитрый трюк он уже пытался за последние недели проделать столько раз, что избиратель вправе задаться вопросом: а наш досточтимый президент, он вообще что-нибудь вокруг себя замечает? Доводится ли ему хоть изредка спускаться с облаков на грешную землю?

Конечно, с юридической точки зрения многие обвинения, выдвигавшиеся в последние недели Вульфу, совершенно ненаказуемы. Но есть же еще и репутация, в конце концов! А некоторые вопросы пока так и остаются безответными.

Конечно, о такой частности, как аренда Глезекером 44 студентов Ганноверской высшей медицинской школы для работы в гардеробе и раздачи гостям брошюр, Вульф мог и не знать: не царское это дело в мелочах копаться. Руководство школы, которое отрядило студентов, подрабатывающих в сервисной службе, думало, что речь идет о мероприятии, проводимом статс-канцелярией. А когда туда обратились с запросом о возмещении затрат в сумме 5245 евро, Глезекер наложил резолюцию «отказать». Да и то сказать, откуда у статс-канцелярии такие суммы для каких-то там студиозусов?

А вот Шмидт, как подозревают, на упомянутом диалоге заработал не худо, многие сотни тысяч евро.

Да, кстати, об отставке Глезекера. Вы думаете, его вышвырнули за дверь как нашкодившую кошку? Ага, щас. Ныне сей оборотистый человек пребывает в статусе временно ушедшего на пенсию политического чиновника – германский закон предусматривает эту возможность. Таким образом обычно пересиживают продутые выборы верные солдаты партии, ожидая, пока ответственные за кадры подберут им новое достойное место. Конкретно для Глезекера это означает то, что до конца марта он будет получать полный оклад, а потом 71,75%.

Ганноверские товарищи по партии в связи с делами Вульфа пребывают в очевидной растерянности. Его преемник Давид Макалистер молчит как рыба. Хартмут Мёльринрг, министр финансов, занимавший этот пост и при Вульфе, уже отдувался за всех перед земельным парламентом и теперь тоже широко пользуется прекрасной возможностью промолчать. Уж очень неохота сравнительно незадолго до земельных выборов бегать по минному полю. Тем более, что у правящей партии и так найдется немало причин для головной боли: противники не упустят возможности насыпать ей соли на хвост.

Берлинская оппозиция занимает сдержанную позицию: дескать, судьбу президента Германии может решить только сам Вульф. Молодая и задорная дама – генеральный секретарь СДПГ Андреа Налес – потребовала было отставки Вульфа, но многоопытный председатель партии Зигмар Габриэль дал ей прочихаться так, что её теперь тоже не видно и не слышно. Сама по себе отставка Вульфа «красно-зеленым» ничего не даст: до большинства в Федеральном Собрании им как до царствия небесного, и «черно-желтые» опять проведут своего кандидата.

А вот нескончаемый скандал «товарищам», как именуют в Германии социал-демократов, очень даже на руку. В ближайшие 12 месяцев в Германии пройдут выборы в трех федеральных землях и, чем больше будут полоскать христианских демократов на всех уровнях, тем лучше. К тому же Вульф оказался настолько непрофессионален, что умудрился поссориться с прессой, точнее – с концерном «Шпрингера» и его «курицей, несущей золотые яйца» – самой многотиражной газетой республики – «Бильд». И теперь вся шпрингеровская рать с неприкрытым удовольствием пляшет у Вульфа на животе зажигательную хоту. Не отстают и другие газетчики – из профессиональной солидарности. Вульф же старается держаться от СМИ как можно дальше.

А вот кого, действительно, жалко, так это миловидную супругу президента – Беттину. Каково-то ей, бедной, наблюдать за тем, как мордуют мужа, зная при этом, что все началось с кредита, который он взял на обустройство их дома. Хотелось, знаете ли, после развода с «бывшей» свить новое уютное гнездышко.

Андрей ГОРЮХИН

*1 Обвинения против Кристиана Вульфа
Частный кредит:
Ландтаг Нижней Саксонии сейчас занимается рассмотрением вопроса о том, нарушил ли Кристиан Вульф земельный закон, когда в 2008 году, будучи премьер-министром правительства, взял частный кредит у Эдит Гееркенс, жены своего друга-предпринимателя. С помощью этих полумиллиона евро Вульф оплатил покупку дома в Бургведеле. Ранее на слушаниях в ландтаге он отрицал, что находится с Эгоном Гееркенсом в деловых отношениях. Оппозиция считает этот кредит, как минимум, сомнительным, называя его «приватным гешефтом». Решение ландтага будет принято не ранее февраля.
Банковский кредит:
Чтобы выплатить займ, взятый у Эдит Гееркенс, в марте 2010 года Вульф получил кредит в «Баден–Вюртембергском банке» под сказочно низкие проценты – от 0,9 до 2,1. И только в декабре 2011 года переоформил его как долгосрочный ипотечный кредит. Против банка были выдвинуты обвинения в растрате средств и предоставлении необоснованных выгод. Но прокуратура не нашла в этих действиях никакого криминала, поэтому уголовное дело не возбуждалось. Тем не менее, оппозиция полна решимости выяснить вопрос, не были ли столь щедрые проценты связаны со служебным положением Вульфа, что уже являлось бы доказательством нарушения закона.
Звонок в газету «Бильд»:
12 декабря Вульф пытался дозвониться до главного редактора газеты «Бильд» Кая Дикмана, чтобы как-то воспрепятствовать публикации материалов, рассказывающих о его кредитных историях. Когда это не получилось, он написал главному редактору электронное письмо, в котором угрожал «окончательным разрывом» и «войной» с шпрингеровским концерном, если эта «невероятная» истории будет обнародована. Юридических последствий эта история, по мнению берлинской прокуратуры, иметь не может: на попытку принуждения она все же не тянет.
Поездки в отпуска:
В декабре Вульф обнародовал список шести поездок в отпуск, которые он совершил с 2003 по 2010 год в компании своих друзей-предпринимателей. Ганноверская оппозиция хочет знать, полный ли это перечень, и не получал ли при этом Вульф возможность бесплатно жить в квартирах и домах этих людей.
Прочие вопросы:
Они появляются в прессе чуть ли не ежедневно – то зайдет речь о бонусных авиаперелетах, то о бесплатных ремонтах, то об особых условиях, всего не перечесть. Адвокаты Вульфа подробно и категорически отвергают все обвинения. В основном на том основании, что Вульф об этом ничего не знал.
Не знал о том, что друг-предприниматель заплатил 400 евро за обустройство номера в люкс-отеле «Байришер хоф», в котором он должен был жить во время мюнхенского Октоберфеста? Вполне возможно, уж больно смешная сумма для людей такого круга.
Не знал, что Беттина Вульф получила весьма выгодные условия для лизинга «Ауди Q3», как рассказала об этом «Берлинер цайтунг»? А этого вообще не было, утверждают адвокаты.
Не знал, что на мюнхенский бал ездил в 2010 году за счет мармеладного концерна «Центис», который профинансировал проживание в том же «Байришер хоф»? Адвокаты отрицают и это.

Хроника скандала
13 декабря: В «Бильд» впервые появились обвинения против Кристиана Вульфа в получении от частного лица займа в 500 тысяч евро, на которые был куплен личный дом Вульфов. Когда в 2010 году «зеленые» задавали Вульфу вопрос о том, в каких отношениях он находится с Эгоном Гееркенсом, тот отрицал всякую связь между ними. Через своего официального представителя президент сообщил, что тогда ответ на вопрос был «дан правильно».
14 декабря: Канцлер правительства ФРГ Ангела Меркель впервые поддержала Вульфа, заявив, что оказывает ему «полное доверие». В то же время всплыли новые детали связи между Вульфами и Гееркенсами. Вульф воспользовался помощью Гееркенса и тогда, когда погашал частный кредит с помощью банковского. В период с 2008 по 2009 год Эгон Гееркенс трижды входил в состав делегаций бизнесменов, которые возглавлял Вульф.
15 декабря: Вульф официально выразил сожаление по поводу того, что о его частном кредите «создалось превратное впечатление». В то же время он подчеркнул, что «в этом деле ему нечего скрывать».
16 декабря: Эгон Гееркенс признался в журнале «Шпигель», что он принимал участие в переговорах о предоставлении частного кредита. Адвокаты Вульфа и Геркенса в то же время подтвердили, что договор был заключен от имени Эдит Гееркенс.
17 декабря: Оппозиция ужесточила критику Вульфа и потребовала от него прояснить все оставшиеся вопросы об их взаимоотношениях с Гееркенсами. Специалисты в области конституционного права высказали предположения о том, что Вульф все же нарушил закон.
18 декабря: Вульф вновь отверг критику, вызванную тем, что он взял частный кредит. Он подчеркнул в беседе с телекомпанией «Миттельдойче рундфунк», что отвечает за свои действия. В то же время он признал, что шесть раз ездил в отпуск в гости к друзьям-предпринимателям.
19 декабря: Меркель еще раз поддержала Вульфа, заявив о «полнейшем доверии» к нему. В то же время всплыли новые истории, связанные с получение им денег от входивших в его окружение предпринимателей. По данным «Бильд», осенью 2007 года, во время кампании по выборам в ландтаг Нижней Саксонии, его приятель Карстен Машмайер оплатил публикацию рекламных объявлений о написанной Вульфом книге под заголовком «Лучше уж правда». Вульф через адвоката заявил, что ничего не знал об этом.
21 декабря: Вскрылись новые подробности об участии Эгона Гееркенса в переговорах о кредите. Правящая коалиция потребовала прекращения дебатов в ландтаге.
22 декабря: Вульф впервые публично сам высказался по поводу предъявляемых ему обвинений и принес извинения. Он попросил граждан сохранить доверие к его будущей работе. Олаф Глезекер был отправлен в отставку. «Шпигель» сообщил, что для расплаты с Гееркенсом Вульф взял кредит в банке на необычайно выгодных условиях.
27 декабря: Наблюдательный совет «Баден-Вюртембергского банка» потребовал разъяснений в связи с кредитом, предоставленным Вульфу, поскольку не был об этом проинформирован. «Вельт ам Зонтаг» написала о том, что кредит на обычных условиях был оформлен Вульфом только начиная с января 2012 года.
1 января: Вульф попытался воспрепятствовать публикации в «Бильд» дальнейших репортажей о его частном кредите, угрожая «окончательным разрывом».
2 января: Концерн «Шпрингера» в лице председателя правления Дёпфнера подтвердил факт угроз со стороны Вульфа.
4 января: Вульф дал телеинтервью, в котором признал свои ошибки, но отклонил требования об отставке.
5 января: «Бильд» попросила Вульфа обнародовать свое письмо в её адрес. Он это требование отклонил, мотивировав такой шаг тем, что «слова, сказанные в необычной эмоциональной ситуации, предназначались» только для главного редактора, а не для публики.
6 января: Общественности телеинтервью Вульфа показалось неубедительным, но большинство, тем не менее, согласилось дать ему еще один шанс. «Бильд» направила Вульфу текст его письма к ней, чтобы он «мог опираться не только на свою память».
9 января: По данным социологических опросов только каждый третий немец считает, что Вульф достойно представляет его интересы.
10 января: «Шпигель» предъявил Вульфу новые обвинения: продюсер Давид Гроневолд оказал издателю биографии политика поддержку в сумме 10 тысяч евро. Данные о том, на что именно был израсходован платеж, разнятся. Будучи премьер-министром правительства Нижней Саксонии, Вульф ратовал за развитие киноиндустрии.
19 января: Ганноверская прокуратура провела обыск в доме и бюро бывшего официального представителя президента Олафа Глезекера, обвиненного в коррупции.
21 января: Глава государства теряет доверие граждан. Лишь каждый четвертый немец верит в его искренность – на 43 процента меньше, чем при вступлении в должность.

№1(62), 2012

№1(62), 2012