Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Ловись рыбка… Если не съест птичка

Ловись рыбка… Если не съест птичка

image_pdfimage_print

Международная группа исследователей под руководством Филиппа Кюри из французского Центра исследований средиземноморского и тропического рыболовства занималась вопросом о том, какая часть рыбьей мелочи – название совершенно условное, под этим следует понимать всю совокупность собственно рыб, вроде сардин или анчоусов, а также головоногих и мелких ракообразных – идет на корм морским птицам. Оказалось – весьма значительная, до одной трети. Ну и что, спросите вы?

Не спешите, давайте разберемся. Рыболовов в первую очередь интересует более крупная рыба, которая многим птицам не по зубам, то есть, извините, не по клюву. Но поскольку её становится все меньше, то приходится им забрасывать сеть почаще, такую, в которую попадает и названная мелочь. И тут уже интересы пернатых вступают в прямую конкуренцию с интересами хомо сапиенс. Но если для первых это единственное пропитание, то человек пускает мелочь в основном на переработку, получая рыбий жир или рыбную муку. И то и другое вещи, конечно, небесполезные: рыбий жир богат витаминами, а мука идет на корм скоту и птице, то есть, в конечном счете, тоже в пищу. Но в квоты на вылов, распределение которых остается в Евросоюзе вопросом довольно сложным и болезненным, мелочь не входит.

И совершенно напрасно, уверяют ученые. Ведь она стоит в самом начале пищевой цепочки и это – тоже чья-нибудь законная добыча. Скажем, той же более крупной рыбы. Поэтому, лишая корма обитателей морских пучин, человек в конечном счете обкрадывает сам себя.

Учтите, отцеживание из моря этой мелочи – не пустая забава, а весьма выгодный бизнес. Перу, например, зарабатывает хорошие деньги на экспорте рыбной муки, перерабатывая с этой целью гигантское количество сардин и анчоусов.

А в Германии, например, ловля сырья для рыбной муки – это малопочтенное занятие, и называется оно «гаммельфишерай», сиречь «мусорное рыболовство». К этой части улова относят мелкую сельдь, шпроты, паута, он же тресочка Эсмарка, песчанку…

Между прочим, по мнению ученых, никогда еще перелов не достигал таких огромных масштабов, как сейчас. Под угрозой находятся до трети районов традиционного рыболовства, некоторые из которых опустошены особенно сильно. Но если добавить сюда те районы, которые балансируют буквально на грани допустимого, то их общее число составит уже 85%. И опустошение моря продолжается опасно высокими темпами. Никогда еще люди не потребляли столько рыбы: в 2009 году среднедушевой показатель достиг 17 килограммов в год. Но нельзя забывать о том, что почти половину этого составляет рыба, которая была выращена в специальных хозяйствах, а не поймана в море.

Тем не менее, беззастенчивая эксплуатация ресурсов мирового океана продолжается. По мнению многих экспертов, все резервы уже исчерпаны, и покрыть растущие потребности любителей рыбы за счет увеличения её вылова уже не удастся: природа не справляется с восстановлением запасов.

Но что прикажете делать, когда в мире рыболовство дает заработок полумиллиарду человек? Да и рыбопродукты, по данным ФАО, являются самым востребованным продовольствием: оборот торговли ими составляет 102 миллиарда долларов в год. Вот и получается, что производство рыбной продукции тоже устанавливает мировые рекорды – 145 миллионов тонн в 2009 году.

Александр ВАРВАРИН

№1(62), 2012

№1(62), 2012