Главная > Финансы & банки > Экономика > Где в Германии скрытые резервы

Где в Германии скрытые резервы

image_pdfimage_print

Немцы охотно признают, что привыкли рассчитывать на помощь из государственного бюджета. Но раз уж настали такие времена, что надо экономить на всем, на чем можно и нельзя, то и социальные статьи расходов тоже неизбежно придется урезать, не так ли? Тем более, что человек, в руках у которого ключи от сундуков с деньгами – министр финансов Вольфганг Шойбле – чрезмерной скаредностью не отличается. Возможно, поэтому журналисты газеты «Вельт» и решили предложить его вниманию собственное видение государственного бюджета на следующий год – с соответствующими резервами экономии.

И вот что у них получилось:

•  Родительские деньги. Эти выплаты, предоставляемые в зависимости от доходов семьи, были направлены на то, чтобы повысить рождаемость. Но больше всего денег уходит в такие семьи, которые и без этих дотаций вполне в состоянии пережить временное снижение доходов после рождения ребенка. Разумеется, сказанное не относится к получателям социальной помощи в рамках программы Hartz–IV.

Экономия: 4,6 миллиарда евро.

•  Доплаты больничным кассам. На будущий год федеральные власти доплатят к предусмотренному законом обязательному страхованию от болезни 14 миллиардов евро. Это будет израсходовано на страхование членов семьи, не подпадающих под этот закон. Поскольку работающих женщин становится все больше, а детей рождается все меньше, то и на этом можно выгадать.

Экономия: 2 миллиарда евро.

•  Расходы на солнечную энергию. Уже многие годы государство выплачивает дотации тем, кто пользуется этим видом возобновляемой энергии. А 80% этих субвенций, по данным кильского Института мировой экономики, утекает в Китай, поскольку тамошние производители солнечных батарей предлагают их дешевле всего. Несмотря на то, что в программу «100 тысяч крыш» вкладываются гигантские средства, доля солнечной энергии в общем балансе исчезающее мала. Если убрать субвенции, то окружающая среда, по мнению «Вельт» не пострадает.

Экономия: 5 миллиардов евро.

•  Каменный уголь. В субсидирование его добычи до сих пор тоже вкладываются весьма значительные средства. Сумма хотя и снижается, но прекратится выделение средств только в 2018 году. Эта дата утверждена Европейской Комиссией в качестве окончательной. Можно было бы и ускорить неизбежный конец.

Экономия: 1,3 миллиарда евро.

•  Премии за постройку квартир. Начало государственного субсидирования строительства квартир восходит к временам послевоенного жилищного кризиса. Сейчас это, по мнению Института мировой экономики, «не имеет никаких экономических обоснований».

Экономия: 486 миллионов евро.

•  Доплаты за использование дизельного топлива. Налог на бензин значительно выше, чем на дизтопливо. Это идет на пользу не только хозяевам личных автомобилей, но прежде всего владельцам транспортных предприятий. Субвенционирование этого вида топлива сейчас не имеет никаких объяснений – ни экономических, ни экологических.

Экономия: 6,15 миллиарда евро.

•  Поддержка «пенсий Ристера». Этими доплатами государство стремится пробудить в гражданах интерес к частному пенсионному обеспечению. Уже заключено 15 миллионов договоров на выплату так называемых «пенсий Ристера» – по имени тогдашнего министра социального обеспечения, продвинувшего эту идею. Но именно те, кому это, казалось бы, особенно нужно, как раз и не спешат обзаводиться ими. Поэтому, по мнению «Вельт», государство отлично могло бы отказаться от доплат, сделав частное пенсионное страхование обязательным.

Экономия: 578 миллионов евро.

•  Льготы владельцам отелей. «Черно-желтая » коалиция сделала весьма спорный шаг, предоставив налоговые послабления одной-единственной отрасли. Всего лучше было бы без долгих разбирательств отказаться от этого, считает «Вельт».

Экономия: 500 миллионов евро.

•  Инфраструктура. Несмотря на то, что инвестиции в совершенствование этой сферы весьма насущная вещь, Германии стоило бы шире привлекать к нему частных инвесторов. А средства, которые выговорил на эти цели министр транспорта Петер Рамзауэр, надо сократить, уверена «Вельт».

Экономия: 1 миллиард евро.

•  Субвенционирование производителей теплоэнергетических установок. Лучше от этого оказаться в свете перемен в отношении властей к атомной энергетике.

Экономия: 2,3 миллиарда евро.

•  Субвенционирование услуг, предоставляемых индивидуальными ремесленниками. Сейчас тем, кто этим занимается, предоставляется 20-процентная налоговая скидка. Эту меру ввела «большая» коалиция – социал-демократов и христианских демократов – надеявшаяся достичь двойного эффекта. С одной стороны – хотели победить работу «по-черному», в обход налогов, а с другой – повысить спрос на услуги ремесленников. Ни то, ни другое не удалось. А государственная касса страдает.

Экономия: 646 миллионов евро.

•  Бундесвер . Бывший министр обороны Карл Теодор цу Гуттенберг обещал беспрецедентные сокращения военного бюджета. В 2012 году он должен был уменьшиться на миллиарды евро. Может быть, министерству финансов стоит потребовать выполнения этих обещаний?

Экономия: 2 миллиарда евро.

В сумме по всем перечисленным статьям германское государство могло бы выиграть 26,5 миллиарда евро и даже выйти в 2012 году на небольшой профицит. К этому его и призывают многие финансовые эксперты. Конечно, политически легче устроить «стрижку под одну гребенку». Но с экономической точки зрения оправдан был бы целевой отказ от неоправданных субсидий.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№12(61), 2011

№12(61), 2011