Главная > Дневник событий > У Брюсселя – свой рецепт

У Брюсселя – свой рецепт

image_pdfimage_print

Пока в Берлине и Париже писали свой сценарий реформ ЕС, необходимых для выхода из кризиса, в кулуарах Европейской Комиссии в Брюсселе тоже не сидели, сложа руки. Председатель Европейского Совета бельгиец Херман ван Ромпей разработал свой проект реформы еврозоны.

На двух страницах, в которые раньше всех удалось заглянуть итальянской газете «Стампа», изложен план. Он предусматривает предоставление чрезвычайных полномочий Европейской Комиссии («или другому органу власти»), приостановку прав стран, которые выбиваются из бюджетно-финансовых норм, и создание своего рода аналога валютного фонда в ЕС.

Мысли автора проекта идут примерно в том же направлении, что и у «Меркози» – так все чаще называют европейский тандем в составе германского канцлера и французского президента. Главный стержень идей Х.ван Ромпея – принуждение стран принимать «необходимые фискальные меры для обеспечения стабильности еврозоны». Меры по принуждению включают автоматические санкции против них и превращение Европейского стабилизационного механизма, призванного предотвращать крах отдельных государств, в подобие банка, который латал бы появляющиеся долговые дыры. Главные показатели, за которыми следует присматривать и не превышать, – 3% дефицита госбюджета от ВВП и 60% государственного долга от ВВП. Важнейшим положением в предложениях председателя Европейского Совета значится возможность выпуска евробондов – долговых обязательств от имени всей зоны евро. Против этого категорически возражает Германия, добившаяся в конечном итоге поддержки своей позиции французами.

«Нынешнее положение требует немедленных действий», – приводит итальянское издание выдержки из этого текста. Его автор при этом считает краеугольным камнем всей системы опору на имеющие органы управления Союза, а не на межправительственные сделки.

Х.ван Ромпей описал и предлагаемые механизмы проведения задуманной реформы – короткий и долгий. Короткий путь предполагает внесение изменений в 12-ю статью Лиссабонского договора, что позволило бы Брюсселю контролировать бюджеты проштрафившихся стран, а в конечном итоге, выпускать евробонды. Такое изменение может быть утверждено единогласным решением глав государств и правительств «двадцати семи» по предложению Европейской Комиссии и консультации с Европейским Парламентом и Европейским центральным банком. Ратификации национальными парламентами всех стран не требуется, поэтому реформа может быть проведена достаточно быстро.

Длинный путь ставит более масштабную задачу и внесение изменений в статью 48. Они позволят установить режим введения санкций против стран-нарушителей, требовать от них пересмотра национальных бюджетов и так далее. Но утверждать новую редакцию придется через ее ратификацию национальными парламентами.

Главный вывод, который напрашивается из этой позиции Брюсселя, можно свести к двум пунктам. Первый: контролирующие и управленческие функции накладываются на Европейскую Комиссию, а не правительства стран-членов. Второй: без выпуска евробондов успокоить финансовые рынки не удастся, что бы не думала по этому поводу Германия. Какие решения ни были бы приняты в ближайшее время, эти два положения будут обязательно всплывать в ходе неизбежной в предстоящие месяцы дискуссии вокруг путей стабилизации зоны евро.

Андрей СЕМИРЕНКО

№12(61), 2011

№12(61), 2011