Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Испания: безденежье возвращается вприпрыжку

Испания: безденежье возвращается вприпрыжку

image_pdfimage_print

Каждый пятый опустился под черту бедности

Странствующий идальго из Ла Манчи не удержался бы от слез, полистав страницы интернет-сайта благотворительной организации «Nuestra senora de los desemparados», созданной в Валенсии в помощь страждущим обездоленным. Ничего подобного прежде не было, пока Испания на протяжении нескольких десятилетий демонстрировала уверенный экономический рост, отражавшийся в повышении благосостояния граждан.

Кризис переписал историю успеха. И личные досье тех, кто нуждается в незамедлительной финансовой поддержке (рядом всегда указан номер банковского счета для пожертвований), – тому и горькое подтверждение, и повод для нерадостных заключений. Стоит привести ряд примеров:

– Женщина 56 лет, живет вместе с двумя детьми и двумя внуками, семи и трех лет. Дети не имеют работы и права на пособие. Сама она может рассчитывать на вспомоществование в размере 426 евро (срок действия заканчивается в конце ноября). Квартплата составляет 276 евро.

– Студент 25 лет, материальной помощи от родителей не получает, подрабатывает случайными заработками, может «сколотить» в месяц 250 евро, из которых половину отдает за съемную квартиру.

– Пожилая женщина (74 года), получает пенсию в 340 евро, живет со своим больным сыном 50-ти лет.

– Женщина, разведенная, с четырьмя детьми в возрасте 16, 11 лет, а также четырех и трех лет, работает уборщицей за зарплату в 434 евро, из них 410 евро уходит на жилье.

Связанная с католической церковью крупная благотворительная организация «Каритас» (Caritas) выпустила в октябре свой ежегодный доклад по итогам 2010 года, сообщает парижская газета «Монд». Вывод малоутешителен, если не сказать, душераздирающе прискорбен: в последнее время, судя по статистике, бедность в Испании «стабилизировалась и стала хронической». Если в 2007 году услугами «Каритас» регулярно пользовались (в основном, бесплатными обедами и продуктовыми пайками) 400 тысяч человек, то в минувшем их стало 950 тысяч. Причем каждый третий – новички из новоприбывших, а остальные 70% относятся к категории тех несчастных, кто, по выражению руководителя «Каритас» Себастьяна Мора, «находятся в столь затруднительном положении, что не существует никакого решения».

Еще одна говорящая деталь: три четверти тех, кто обращается за помощью к добрым самаритянам из «Каритас», – семейные пары в возрасте от 20 до 40 лет с малолетними детьми. И если раньше преобладали представители иммигрантских общин, то сейчас большинство – коренные испанцы.

Кризис выдавливает людей с рынка занятости. Кризис заставляет государство экономить во что бы то ни стало и любыми способами. Под нож, как водится, попадают социальные статьи расходов. Как итог, из 4,8 миллиона безработных (более 21% от самодеятельного населения) пособие не получают 2 миллиона. Накопления, если и были, закончились. Уже 300 тысяч семей лишились своего жилья, потому что не могли рассчитаться по процентам за ипотечные кредиты, задолжали за три года подряд, и банки, согласно устоявшимся повсюду условиям кредита, забрали себе недвижимость.

«Каждый год все больше людей нуждаются в оказании им срочной помощи и в социальной защите»,– резюмирует Себастьян Мора. Впереди – полная неопределенность. Предписанный кризисом режим реального, а не абстрактного аскетизма начинает сказываться все больнее. Это уже заставило правительство урезать срок выплаты пособий по безработице до шести месяцев. А в автономных регионах, таких как Каталония, местные власти вынуждены резко сокращать доплаты за муниципальное жилье, вспомоществования многодетным семьям и семьям с иждивенцами.

В октябре Национальный институт статистики Испании подтвердил вывод общественных организаций: бедность и нищета в стране растет небывалыми темпами. За год реальные доходы испанских семей снизились в среднем на 4,4%. Две из пяти семей не могут себе более позволить провести одну неделю отпуска в году за границей. Каждая третья семья не имеет сбережений на непредвиденные расходы. В иммигрантских диаспорах 15% детей пребывают в условиях глубочайшей нищеты, а 6% хронически недоедают. В целом, сообщают статистики, 22% домохозяйств в Испании живут ниже черты бедности, установленной на уровне 7500 евро в год на одного человека, и 13500 на семью с одним ребенком.

С приходом пауперизации всегда возникает внутреннее давление в обществе и, как следствие, невольная «охота к перемене мест». Как отмечает Флорентино Фельгеросо, глава Фонда прикладных экономических исследований (Fedea), серьезность складывающейся ситуации подтверждается тем, что «все больше и больше молодых людей, сложившихся и образованных, покидают Испанию и ищут работу в других местах». Если не обратить вспять эту тенденцию, говорят эксперты, то повторится исход, наблюдавшийся в стране сорок лет назад, когда происходило массовое бегство рабочих рук и утечка мозгов.

Похоже, стрелки часов подрагивают и вот-вот могут повернуть назад. Но, может, все и обойдется. Пока в Испании, констатирует газета «Монд», «вопреки масштабному кризису, не наблюдается социальной напряженности. Нет всеобщих забастовок. Нет (уличного) насилия и массовых правонарушений. Единственно, так это «разгневанные» граждане, пацифисты и утописты деликатно, не апеллируя к массам, осуждают возникшие в обществе проблемы… Но долго ли это продлится?» Парижское издание предпослало своему обзору довольно нервный заголовок: «В Испании огромная нищета надвигается огромными шагами».

Владимир МИХЕЕВ

№11(60), 2011

№11(60), 2011