Шотландия: пьянству – бой?


Шотландия может стать первой страной Европы, в которой будет установлена минимальная цена на алкогольные напитки. Это вызвано тем, что родина шотландского виски многие годы борется со свойственной многим местным жителям вредной привычкой – злоупотреблением спиртным. «За каких-нибудь пять фунтов тинэйджер может купить достаточно выпивки, чтобы наглотаться до смерти», – поясняет министр здравоохранения Николас Стэрджен.

Согласно официальным подсчетам, на борьбу с пристрастием к спиртному в Шотландии тратится 3,5 миллиарда фунтов (примерно 4 миллиарда евро). И Минздрав настроен эту битву выиграть, уверяет глава ведомства.

Причем, в политических кругах у него есть немало сторонников. К примеру, леволиберальная Шотландская национальная партия (ШНП) сделала установление минимальной цены на спиртное одним из своих главных программных тезисов. Правда, в прошлом легислатурном периоде, в котором ШНП руководила правительством меньшинства, добиться этого не удалось: оппозиция заблокировала решение. Зато теперь у этой партии есть необходимое большинство.

Похожая идея уже воплощена в Канаде и сочтена вполне позитивной. К примеру, профессор Тим Стокуэлл из Университета Британской Колумбии сообщил, что есть твердые свидетельства: введение минимальной цены позволило заметно понизить потребление спиртного.

Однако в Шотландии пока никак не могут договориться о том, какова должна быть эта цена. В прошлый раз ШНП избрала следующую формулу: цена бутылки вина емкостью 0,7 литра должна быть поднята с 3,8 фунта до 4,22 фунта. А бутылка крепкого спиртного вместо нынешних 8,35 фунта – подорожать минимум до 11,82.

Соответствующий закон будет внесен в парламент в начале следующего года. Кстати, шотландскому примеру собираются последовать в ряде городов и общин северо-западной Англии, например, в окрестностях Манчестера. Что касается общественного мнения, то оно, как всегда, разделилось. Скажем, производители спиртного, предвидя падение сбыта, вступают категорически против. А вот хозяева пабов очень вдохновлены открывающейся перспективой. Потребители? Ну, этим-то деваться некуда: какую цену спросят, ту и придется платить.

Андрей ГОРЮХИН

№11(60), 2011