Коллективный портрет новых крайне правых


Британский мозговой центр «Демос» провел уникальное исследование, цель которого – понять, кто именно является сейчас в странах ЕС сторонниками ультраправых взглядов, и в чем эти взгляды состоят.

Трудно сказать, является ли полученный результат строго научным, но уникальным он стал точно. Исследователи провели рекламную компанию в социальной сети «Фейсбук», предложив ответить на ряд вопросов тем ее пользователям, которые относили себя к изучаемой категории. В результате был получен огромный массив информации – более 10 тысяч заполненных анкет сторонниками 14 партий и организаций из 11 европейских стран. Оказалось, что это – преимущественно молодежь, в основном мужчины. Их объединяет негативная оценка собственных правительств и руководящих структур ЕС, страх за свое будущее, который сосредоточен на отстаивании своей культурной идентичности и на антииммигрантских настроениях. Точнее, на неприятии иммигрантов исламского происхождения.

С географической точки зрения, распространение крайне правой идеологии вышло за рамки тех европейских стран, где она представлена традиционно – от Австрии до Франции. Сторонников этого направления все больше становится даже в законопослушной Скандинавии. Теперь они имеют парламентское представительство уже в 8 странах ЕС. При этом особенностью современного варианта ультраправых становится приверженность ко многим социальным идеям, которые обычно отличают людей левых взглядов. Однако цементирующим этот политический конгломерат фактором становится неприятие ислама.

Из ответов вытекает, что экономические соображения не лежат в основе симпатий к крайне правым. Однако ухудшения экономического положения, обострения кризиса зоны евро, свертывания социальных программ способны создать условия для роста таких настроений, считают авторы исследования.

Еще два фактора способствуют росту подобного рода настроений. Один из них – риторика и политика, последовавшая за объявленной бывшим президентом США Джорджем Бушем «войны с террором». Естественным образом эта война стала ассоциироваться с угрозой, исходящей от мусульман, которые заодно считаются невосприимчивыми к идеям либеральной демократии, личных прав и свобод и так далее. Другой фактор – вольное или невольное отсутствие инициатив и дискуссий по волнующим эту часть населения темам со стороны традиционных политических партий. Зажатые между политкорректностью, конкретными политическими обязательствами и необходимостью как-то решать проблемы иммиграции, правящие силы оказываются неспособными находить политический подход к этой проблеме.

Андрей СЕМИРЕНКО

№11(60), 2011