Евро устоит?

image_pdfimage_print

Уцелеет ли евро, единая европейская валюта, к которой успели привыкнуть не только жители Старого Света, включая россиян, но и банки многих далеких стран? Этот вопрос неожиданно стал актуальным в ноябре 2011 года, за месяц до 20-летия подписания Маастрихтского договора, заложившего фундамент будущей общеевропейской денежной единицы.

Ставя 9 декабря 1991 года подписи под документом, преобразовавшим Европейское Экономическое Сообщество в Европейский Союз и предусматривавшим переход сообщества на единую валюту, тогдашние канцлер Германии Гельмут Коль, президент Франции Франсуа Миттеран и другие европейские лидеры вряд ли предполагали, что всего через два десятилетия будущий финансовый инструмент единения зашатается под ударами экономического кризиса и станет одной из причин перехода «Большой Европы» на двухскоростной режим движения к интеграции. С авангардом из 17 (пока?) стран зоны единой валюты.

Увы, сегодня не только такая перспектива, но и раскол самого авангарда обретает вполне реальные очертания.

Показательно, что многие влиятельные политики даже Нидерландов – родины Маастрихтского договора – сейчас едва ли не самые активные сторонники исключения Греции и других «неуспевающих» периферийных стран ЕС из зоны евро, что может спровоцировать в дальнейшем её распад.

Правящая в Германии партия Христианско-демократический союз призывает внести в принятый менее двух лет назад Лиссабонский договор изменения, определяющие процедуру добровольного выхода из зоны евро при сохранении членства в Европейском Союзе. Это требование предъявлено в дипломатичной обёртке: выход из зоны евро якобы поможет должникам быстрее преодолеть кризис путем девальвации национальных валют. То есть, превращения общего долга в собственный, который можно пытаться погасить с помощью печатания денег и внутренней инфляции.

В Берлине и Париже звучат призывы вычленить из еврозоны шесть наиболее успешных стран, которые могли бы ускоренно продвигаться по пути экономической интеграции, согласуя, в том числе, налоговую политику, которая служит камнем преткновения. Это вызывает тревогу не только у остальных партнеров по единой валюте, но и в Великобритании, значительная часть торговли которой приходится на еврозону.

Альтернативой этому печальному сценарию может стать попытка централизовать и ужесточить контроль Брюсселя над финансовой, налоговой и социально-экономической политикой всех государств ЕС. Речь идет о расширении полномочий члена Европейской Комиссии, отвечающего за финансовую и экономическую политику Союза (сейчас этот пост занимает Олли Рен, представляющий Финляндию). Он смог бы требовать от каждого из 27 правительств сокращения тех или иных статей бюджета и привлекать нарушителей к дисциплинарной ответственности.

Конечно, это намерение Еврокомиссии вызывает недовольство многих стран ЕС, расценивающих его как очередное покушение на их самостоятельность во внутренней политике. Другие выступают за предоставление брюссельскому чиновнику еще более широких полномочий, включая предварительный анализ проектов бюджетов каждого государства Союза.

Пока неясно, какая тенденция в конечном итоге возобладает в ЕС. Многое зависит от того, выкарабкается ли Италия из кризиса, и не охватит ли он её партнеров, прежде всего, Испанию и даже Францию.

Андрей СМИРНОВ

№11(60), 2011

№11(60), 2011