Главная > Дневник событий > Интеграция > Бунт евроскептиков

Бунт евроскептиков

image_pdfimage_print

Соратники обвиняют Дэвида Камерона в отступничестве

Внутри правящей в Британии коалиции консерваторов и либеральных демократов, как и предсказывали, назревает раскол вокруг одного из краеугольных камней внешней политики – членства в Евросоюзе.

На страницах «Дейли телеграф» депутат от тори Марк Притчард обвинил лидера партии и премьер-министра Дэвида Камерона в том, что он не сдержал предвыборного обещания, когда «гарантировал» проведение общенационального референдума по поводу Лиссабонского договора. Между тем, далеко не все рады перераспределению властных полномочий от Вестминстера, национального парламента, в пользу структур Евросоюза.

В стане тори копится бурная негативная энергия, о чем свидетельствует, помимо прочего, уже сам факт образования парламентариями от основной правящей партии лоббистской группы «Комитет-1922», загоревшейся идеей провести плебисцит по взаимоотношениям Британии и ЕС.

Марк Притчард, играющий в этом лобби не последнюю скрипку, использовал в своем обращении к читающей публике выражения столь откровенно воинственные, что навевает подозрения о возможном бунте на корабле. Заднескамеечники, то есть рядовые депутаты от тори, утверждает Притчард, более не готовы машинально и покорно подписываться под решениями, принимаемыми в штаб-квартире Евросоюза, которые сродни «чекам с не проставленными суммами для рабочих где-нибудь в Лиссабоне, в то время как у нас в Лондоне и Лестере растут очереди безработных».

«Для многих британцев Евросоюз, – опять же, по словам Притчарда, – уже превратился в подобие оккупационных войск, которые устанавливают свои непонятные правила, требуют пошлин, ограничивают свободы, подрывают нашу культуру и навязывают чуждые налоги». Дальше – хлестче. Менее чем за четыре десятилетия, пишет разгневанный тори, Британия «без единого выстрела была превращена в раба Европы», а наднациональные институты власти ЕС превратились в «тягостное иго, которое уродует независимость Британии и размывает ее суверенитет».

Вместе с единомышленниками Притчард настаивает на референдуме, на который предлагается вынести грамотно составленный вопрос: вы за то, чтобы Британия оставалась частью политического союза с остальной Европой, или же за то, чтобы ограничить свои отношения с ЕС торгово-экономической сферой? Инициаторы полагают, что найдена взвешенная формула, а потому может сложиться неожиданный консенсус, объединяющий правых и левых – в парламенте, в прессе, в обществе.

По замыслу «Комитета-1922», куда входят 120 парламентариев-тори, таков должен быть всего лишь первый шаг. И если вдруг большинство граждан выскажется в пользу торгового альянса и не более, то в ходе следующих всеобщих выборов надлежит выяснить у нации: а нужно ли вообще членство Британии в Европейском Союзе?.. По мнению Притчарда, британцы «устали от Европы» (см. «Тори обнаружили диктат Еврокомиссии»). Столь же решительный антиевропейский настрой выказывает и его соратник Джордж Юстис, который одно время состоял ближайшим помощником Камерона: сегодня он требует «новых отношений» с ЕС.

На другом полюсе в этой заочной полемике оказался заместитель канцлера казначейства Дэнни Александр, состоящий в партии либеральных демократов. Он апеллировал к авторитету Уинстона Черчилля, который занимал, как он считает, «центристские» позиции, будучи уверенным в том, что «делиться суверенитетом – означает укреплять свое влияние, а замыкаться в изоляционизме значит себя обескровливать». Александр (это фамилия) уверен, что инициатива евроскептиков пагубна, а они в этом случае предстают «врагами экономического роста».

Между тем, замечает «Дейли телеграф», новое пополнение консервативного депутатского корпуса, случившееся после выборов в 2010 году, представляет собой закоренелых противников интеграции и членства Британии в ЕС. Поговаривают, что даже среди министров есть немало евроскептиков. Насколько реальна перспектива проведения предлагаемых ими референдумов? На данный момент идея, мягко говоря, не жизнеспособна. Но если кризис в еврозоне и в целом в ЕС затянется на годы, что потребует дополнительных финансовых взносов и проявления союзной солидарности, то разочарование британцев способно достичь критической величины.

До того момента единственным прямым последствием демарша тори станут более натянутые отношения с партнерами по коалиции. Как и предсказывали политологические оракулы, еврофилы из числа либеральных демократов не смогут долго мирно уживаться с евроскептиками из лагеря тори.

Владимир МИХЕЕВ

№10(59), 2011

№10(59), 2011