Главная > Дневник событий > Политика > Шотландия ёрзает в своей сбруе

Шотландия ёрзает в своей сбруе

image_pdfimage_print

В повестке дня стоит референдум о «фискальной автономии»

Ни британский премьер Дэвид Камерон, ни его вице Ник Клегг, похоже, не знают, каким образом помешать радикально настроенным шотландцам провести референдум о будущем статусе их края в составе Соединенного Королевства. Усилия федералов, судя по публикациям местной прессы, пока сводятся к тому, чтобы отодвинуть поворотный момент на более поздний срок, вероятно, в тайной надежде, что само собой рассосется.

Едва ли рассосется. В эксклюзивном интервью газете «Гардиан» первый министр Шотландии Алекс Салмонд, он же лидер Шотландской национальной партии (ШНП), заявил, что ни у консерваторов, ни у либеральных демократов, входящих в правящую коалицию и сформировавших федеральное правительство в Лондоне, «нет мандата» на то, чтобы указывать шотландскому парламенту, когда ему проводить задуманный плебисцит. Обоснование простое: на выборах в 2010 и 2011 годах в Шотландии эти две партии заняли, соответственно, третье и четвертое место, и даже объединив силы, они не смогли бы образовать здесь, на севере, парламентское большинство.

Между тем, беспрецедентная победа ШНП в мае на выборах в шотландский парламент породила критическую ситуацию, поскольку внесла в повестку дня судьбоносный референдум. Это позволило Алексу Салмонду без всяких обиняков и околичностей заявить: «Времена, когда депутаты парламента от консерваторов могли указывать Шотландии, что ей делать, миновали».

В принципе Дэвид Камерон признал, что законных оснований у федерального правительства запретить подобное волеизъявление, нет. Но отметил, что поборники автономизации боятся поставить вопрос прямолинейно, что называется, в лоб – с кем вы, горцы? Хотите жить отдельно от англичан или все же под одной крышей? Во время ежегодной партийной конференции Камерон заявил, что идея выхода Шотландии из состава королевства не имеет конституционного большинства.

Оспорить этот утверждение трудно, подкрепляющие его статистические данные на основе опросов существуют, но необходимо учесть, что среди сторонников разрыва унии набирает силу идея поэтапной сецессии. Идея была снова озвучена и Алексом Салмондом: вынести на референдум два вопроса, первый о полной суверенизации Шотландии, второй – о провозглашении «фискальной автономии» при сохранении членства в союзе.

Вторая опция предполагает, что за Лондоном остаются все полномочия в области обороны и внешней политики, но у Эдинбурга появляются новые прерогативы – самостоятельно выстраивать систему социального обеспечения и, а это главное, иметь собственную систему налогообложения. Уже сегодня власти Шотландии держат под контролем местное здравоохранение, образование, правоохранительные органы, вопросы защиты окружающей среды, всю региональную транспортную инфраструктуру, а также обладают правом вводить локальные налоги.

«Вторая опция», как показывают опросы, может иметь успех, коль скоро 38% горцев в принципе выступают за независимость. При этом за вариант «фискальной автономии» ратуют в два раза больше респондентов.

Центральное правительство пытается действовать на опережение. В проекте обсуждаемого сейчас «Закона о Шотландии» предполагается передать северянам право устанавливать подоходный налог. Эта инициатива, говорит замминистра финансов Дэнни Александр (самый высокопоставленный шотландец в кабинете Камерона), представляет собой «крупнейшее перераспределение полномочий в области финансов и финансовой ответственности в Соединенном Королевстве за последние 300 лет».

Однако лидер ШНП ссылается на прецедент: еще в ходе референдума о «деволюции» в 1997 году (наделение Шотландии и Уэльса региональными законодательными собраниями с широкими полномочиями) большинство шотландцев высказалось за то, чтобы их парламент имел право изменять по своему усмотрению налоги.

Таким образом, процесс расшатывания скреп, связавших некогда два враждовавших королевства, запущен давно и уже набрал приличную скорость. Правительство Камерона сейчас избрало иную тактику: коль скоро нельзя заблокировать референдум, то нужно попытаться проследить за его ходом и, по возможности, повлиять на результаты. Официальная мотивировка весомая: не допустить тенденциозности при формулировании вопросов, воспрепятствовать нежелательным пожертвованиям при проведении агитации и пропаганды, не позволить манипулировать электоратом, в частности, расширить его состав. Последний пункт, видимо, объясняется тем, что впервые, по словам Алекса Салмонда, в референдуме могут принять участие жители Шотландии в возрасте 16–17 лет.

В Лондоне вдобавок хотят, чтобы вопросы референдума составлял Центризбирком, и он же контролировал бы потоки денежных подношений. Согласятся ли с такой плотной опекой горцы, неведомо. Скорее всего, нет. В любом случае, у федеральных властей время еще есть – плебисцит может состояться не раньше 2014-го, а то и 2015 года.

Владимир МИХЕЕВ

№10(59), 2011

№10(59), 2011