Главная > Дневник событий > Политика > Бельгия: свет в конце тоннеля

Бельгия: свет в конце тоннеля

image_pdfimage_print

На 458-й (!) день политического кризиса, в течение которого Бельгия жила при временном правительстве, установив своеобразный мировой рекорд, случилось небывалое: в отставку ушел и.о. премьер-министра. Христианский демократ Ив Летерм объявил, что покидает внутреннюю политику и переходит на высокий пост в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Этот демарш, предпринятый в середине сентября, поставил страну на грань реального раскола на две части – фламандскую и валлонскую, вынудив короля Альбера II прервать каникулы в Ницце и спешно возвратиться в Брюссель.

Однако нет худа без добра – еще более острая внутриполитическая ситуация подтолкнула руководителей восьми партий королевства к новому раунду трудных переговоров, которые на этот раз увенчались успехом. Главная среди достигнутых ими договоренностей – разделение избирательного округа Брюссель-Халле-Вильворде на шесть муниципалитетов с фламандской администрацией, жители которых получат возможность общаться с местными властями на французском языке. Должна быть также предоставлена возможность голосовать по столичным избирательным спискам (Брюссель – преимущественно франкоязычный город). При этом 29 муниципалитетов останутся под исключительно фламандской юрисдикцией.

Округ Брюссель-Халле-Вильворде является анклавом в северной (фламандской) части страны. Он включает 19 муниципалитетов столицы и 35 муниципалитетов фламандской провинции Брабант, шесть из которых предоставляют административные преимущества франкоязычным бельгийцам, поскольку там они образуют значительное меньшинство населения. Более того, администрацию некоторых из этих городков образуют франкофоны, и, когда они выступают на публичных мероприятиях на родном языке, это вызывает недовольство фламандцев, говорящих на голландском. Таким образом, существование подобного округа считалось аномалией и провоцировало трения на лингвистической почве. Дело дошло до того, что несколько лет назад конституционный суд Бельгии постановил распустить этот округ, однако валлоны и фламандцы не смогли договориться об условиях такого шага. В конечно итоге это и вызвало политический кризис, продлившийся почти полтора года…

Сформировать новое правительство Бельгии монарх поручил лидеру социалистов, франкофону Элио Ди Рупо. А тот доложил королю, что в коалиционный кабинет министров войдут представители социалистической партии, либералы и демократы христианской окраски от Валлонии и Фландрии. В правительство не попали ни «зеленые», ни триумфатор прошлогодних внеочередных парламентских выборов, лидер националистов из «Нового фламандского альянса» Барт де Вевер, по чьей вине в Бельгии и разразился столь затяжной политический кризис.

Преодолев самое трудное противоречие, политики заговорили о возможности достижения консенсуса и в таких непростых сферах, как финансирование регионов и передача более весомых полномочий федерального государства местным властям.

Окончательная договоренность была достигнута лидерами партий лишь в начале октября, на 483-й день кризиса, по нескольким остававшимся важным проблемам. Это одновременное проведение федеральных и региональных выборов каждые пять лет, начиная с 2014 года; сохранение в компетенции федеральных властей вопросов обеспечения безопасности граждан, пожарной охраны и большей части правил дорожного движения (за исключением ограничения скорости на местных автострадах). Достигнутое согласие открывает путь к шестой по счету реформе бельгийского государства.

Сергей ВОРОНОВ

Истоки нынешнего кризиса в Бельгии – победа на парламентских выборах 13 июня 2010 года фламандских националистов, которые добиваются разделения Бельгии на две части – голландскоговорящую и франкоязычную. Многие расценили итоги голосования как «триумф сепаратистов». Их лидер Барт де Вевер стремится значительно уменьшить роль федерального государства в пользу регионов, а также лишить Брюссель роли столичного региона и превратить его в обычный город, что неприемлемо для валлонов.
Сепаратизм в Бельгии, где сосредоточены главные административные органы Европейского Союза, имеет не только лингвистические, но и экономические корни. Северная – фламандская часть – в последние десятилетия достигла гораздо большего прогресса в экономике, нежели южная, населенная преимущественно валлонами, и сторонники раздела страны не устают попрекать южан нахлебничеством.

№10(59), 2011

№10(59), 2011