Главная > Тенденции & прогнозы > Саммит > Восточное партнерство: сверка курса

Восточное партнерство: сверка курса

image_pdfimage_print

Киев получил предупреждение, а Минск ультиматум

Задача по минимуму, которую держали в уме организаторы двухдневного саммита стран-участниц европейской программы «Восточное партнерство» в Варшаве 29-30 сентября, решена. Удалось, как говорилось в брюссельском коммюнике накануне, «обновить политические обязательства всех участвующих сторон к ключевым целям партнерства».

Если вынести за рамки оптимистического резюме конфликтный сюжет с Белоруссией, то посетившие Варшаву глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, председатель Европарламента Ежи Бузек, председатель Европейского Совета Херман ван Ромпей и глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон имеют все основания быть довольными. По сути, все страны «шестерки» признали самоценность предлагаемого им вектора развития, хотя в программе и не ставится конечной целью их вступление в Евросоюз.

Сверхзадача стоит иная – привести к общему панъевропейскому знаменателю и одномоментно сблизить с ЕС такие разные страны, как Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Но едва ли это можно осуществить в краткосрочной исторической перспективе.

В Евросоюзе понимают, что нужно идти шаг за шагом. Программа «Восточное партнерство» предполагает комплекс мер по позитивному вовлечению «шестерки» в сферу жизнедеятельности ЕС. В их числе обозначено облегчение визового режима при условии, что будет заслон для неблагонадежных и криминала, а также готовность к реадмиссии; наполнение конкретными мерами координации («подушки безопасности») в области энергетики; заключение соглашений о зоне свободной торговли с ЕС; наконец, подписание соглашений об ассоциации нового поколения.

Для Польши, председательствующей в эти полгода в ЕС, варшавский форум стал верстовым камнем и пером в шляпе, поскольку именно она в 2008 году вместе со Швецией выступила инициатором диалога со странами по восточным рубежам единой Европы. Саммит стал вторым мероприятием такого рода после утверждения программы в 2009 году. Обсудили многие проблемы, укладывающиеся в русло «углубления политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС» – транспорт, энергетика, сельское хозяйство, обозначили перспективы упрощения визовых процедур.

Хозяева форума напомнили, что общие суммы «подъемных» для шести порубежных стран из казны Евросоюза будут постепенно возрастать: с 450 миллионов евро в 2007 году до 785 миллионов в 2013-м. Субсидии адресованы всем, но на данном этапе – всем, кроме Белоруссии, которой предъявлены политические требования: немедленно освободить политических заключенных, о чем недвусмысленно заявил Херман ван Ромпей. Напомним, что по обвинению в учинении массовых беспорядков в декабре 2010 года власти в Минске осудили 41 человека, включая двух бывших кандидатов в президенты – Андрея Санникова и Николая Статкевича.

На фоне вялотекущего экономического кризиса, множащихся признаков рецессии в промышленности, нестабильности валютного курса и бегства граждан от белорусского рубля, любая финансовая подпитка для Минска была бы очень своевременна. В принципе, разъяснил польский премьер Дональд Туск, для стабилизации своей национальной валюты Минск мог бы воспользоваться выделяемыми МВФ и Европейским инвестбанком грантами и кредитами на общую сумму 9 миллиардов евро, а заодно и фондом Восточного партнерства в размере 1,5 миллиарда евро. Мог бы – но только после выполнения предварительных условий: амнистия и реабилитация заключенных, относящихся к «противникам режима».

Дополнительно Евросоюз выдвигает еще один ультиматум: никаких послаблений для Минска не будет, если в следующем году парламентские выборы в Белоруссии не будут соответствовать критериям ОБСЕ. При этом политологи отмечают, что Евросоюз слегка смягчил свою позицию, отказавшись от публичного непризнания нелегитимности последних президентских выборов, завершившихся победой Александра Лукашенко, и от требования его немедленной отставки.

Варшавскому саммиту предшествовала грозная дипломатическая баталия. Утверждалось, что министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов отказался от поездки на форум по причине занятости. Это случилось уже после того, как Евросоюз выдвинул свой ультиматум. Тогда уровень представительства был понижен до посла Белоруссии в Польше Виктора Гайсенка. В ответ польские организаторы форума разрешили послу принять участие лишь в пленарной сессии.

Минск обиделся. Белорусский МИД сформулировал претензии в таком виде: «Они отказались направить приглашение главе белорусского государства. Вслед за этим назначенный Белоруссией руководитель ее делегации был ограничен в участии в мероприятиях саммита. Эти действия являются грубейшим нарушением базовых принципов «Восточного партнерства», согласованных на первом саммите в Праге в 2009 году».

Однако не эта пикировка стала отличительной отметиной саммита. Евросоюз подготовил проект совместного заявления с критикой властей в Минске за недемократическое поведение и жестокое обращение с оппозицией. В финальном варианте наиболее бескомпромиссные формулировки были изъяты по требованию, по одним неподтвержденным сведениям, делегаций Украины и Грузии, а по другим, Украины и Азербайджана.

Один из членов украинской миссии раскрыл киевской газете мотивы этого вето: «Мы поддерживаем позицию ЕС – мы согласны, что в Белоруссии нужно провести демократические выборы, и считаем необходимым освободить политзаключенных. Но есть вопрос принципа – мы считаем ненормальной ситуацию, когда пять стран-участниц ВП начинают выступать против шестой страны. Мы не хотим, чтобы в общих документах ВП содержалась оценка политической ситуации в одной из стран-партнеров».

Отказ ряда участников программы «Восточное партнерство» солидаризироваться на анти-белорусской платформе даже в интересах, о чем много говорилось на саммите, «ценностей демократии и прав человека» стал неожиданностью. Любопытна интерпретация этого символического эпизода главой белорусского внешнеполитического ведомства Сергеем Мартыновым: «Произошло то, что группа государств, которая называется «партнерами», визави членов Евросоюза, шести государств, осознала, что у них есть свои интересы. Это произошло фактически впервые».

Скорее всего, основная мотивация отказников заключалась не в симпатиях к Белоруссии, а в опасениях, что они могут быть следующими в списке тех, кому могут быть предъявлены вполне обоснованные обвинения в не полном соответствии гордому званию демократических государств.

Показательно, что Минск, несмотря на взаимную обструкцию, не стал обрубать концы и оставил для себя поле для маневра. Сергей Мартынов подчеркнул, что его стране нужно совершенствовать свою экономику, приближать ее стандарты к европейским, что они ценят программу «Восточное партнерство», но критикуют ее за отсутствие конкретики и конструктивных идей. По его словам выходит, что Белоруссия вместе с Литвой и Украиной предложила Евросоюзу в рамках заявленного партнерства более 20 проектов, но ответов на эти предложения не поступило.

Минск заявил, что «белорусская сторона готова взаимодействовать в укреплении и развитии этой региональной инициативы, но только на принципах реального, а не мнимого партнерства».

В этой истории самое правдоподобное – нежелание украинской делегации подписываться под политическим манифестом, превращающим Белоруссию в страну-изгоя. В Варшаве президенту Виктору Януковичу пришлось испытать на себе серьезное давление европейских лидеров, усматривающих в суде над его стародавним главным оппонентом Юлией Тимошенко пример «личной вендетты» (так пишет польская «Газета выборча») и признаки манипулирования правосудием.

В польскую столицу приехали народные депутаты Верховной Рады Владимир Арьев и Андрей Павловский, и от имени оппозиции призвали ЕС по причине «грубых нарушений прав человека и ареста лидеров оппозиции» бойкотировать чемпионат по футболу Евро-2012. Вдобавок они предложили руководителям Союза перейти от душеспасительных бесед с Януковичем «к конкретным действиям – блокированию счетов окружения и запрета на въезд высокопоставленным лицам, судьям, прокурорам».

Тема «газовой принцессы» была почти сквозной в ходе саммита; об этом говорили и на рабочем ужине, и на пленарном заседании, и на двусторонней встрече с Януковичем. «Мы выразили нашу обеспокоенность в связи с делом Тимошенко, мы еще раз сказали о том, что отвергаем возможное избирательное использование судебной системы против оппозиции», – заявил президент Европейского Совета Херман ван Ромпей. Таким образом, возникала прямая параллель с Белоруссией и понимание, что Украина может быть подвергнута такому же остракизму и прессингу. В обвинительном совместном заявлении в адрес Белоруссии достаточно было только заменить название страны, и этого украинская делегация в Варшаве испугалась.

Что не помешало Виктору Януковичу демонстрировать оптимистический настрой. По его версии, в Евросоюзе положительно оценивают двустороннее сотрудничество: «Все отмечают, что есть прогресс». За два месяца, по его прогнозу, удастся окончательно согласовать позиции по Соглашению об ассоциации с созданием зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Это станет, по словам Януковича, знаковым этапом политической и экономической интеграции украинского государства с Евросоюзом. Точка в этом процессе начального кооптирования в новый союз должна быть поставлена в ходе саммита Украина-ЕС, запланированного на 15 декабря.

Итоговые комментарии в европейской прессе напоминают контрастный душ: от них становится то жарко, то холодно. Шведская «Свенска дагбладет» предписывает Евросоюзу миссию «сосредоточиться непосредственно» на гражданах шести стран, облегчить для них визовой режим и поддержать развитие гражданского общества. В Стокгольме, выступившим одним из двух крестных отцов «Восточного партнерства», живут оптимисты.

Пессимисты свили себе гнездо на страницах польского издания «Газета выборча», подспудно подводящего к мысли о существовании двойных стандартов. Ежи Виницки сравнивает Азербайджан, обладающий богатыми запасами нефти и природного газа, с «более бедной Белоруссией». Но если Минск подвергается санкциям, то Баку миловали. Хотя «у азербайджанской оппозиции больше оснований жаловаться, чем у белорусской».

Между тем, отмечает Виницки, в Баку или Ереване только узкий круг интеллектуалов рассуждают о перспективах вхождения в Евросоюз, правящие круги опасаются, что членство в ЕС будет означать разорение местных сельскохозяйственных компаний, а основная масса берет за образцовую модель социального и экономического развития вовсе не ЕС, а… Дубай. «Газета выборча» приводит также статистику по Украине: сторонников вступления в Евросоюз в 2002 было 65%, сегодня – 51%.

В свою очередь польская «Речь посполита» в сардонической интонации пишет, что варшавский саммит «не имел особого значения для Европы», и что такие страны как Белоруссия, Азербайджан или Молдавия «настолько же далеко от Старого континента – не столько географически, сколько по образу мышления, как Бангладеш или Гайана».

Сам факт, что саммит не почтили своим присутствием ни французский президент Николя Саркози, ни британский премьер Дэвид Камерон, а германская канцлер Ангела Меркель походила в Варшаве на свадебного генерала, означает смену ориентации. По мнению слишком многих западных комментаторов, у стран-старожилов Евросоюза «Восточное партнерство» осталось на периферии их жизненных интересов и перестало входить в список интеграционных приоритетов.

Чисто формально, разговор начистоту между «шестеркой» и ЕС был полезен. Сверка позиций и генерального курса проведена. Болевые точки партнерства обозначены и вброшены в продолжающийся концептуальный дискурс политиков и практиков. Саммит прошел не в пустую, коль скоро в более широком контексте Польша смогла вновь внести в повестку дня интеграции в Старом свете подзабытую тему подгонки под евростандарты суверенных постсоветских республик. Вектор их эволюции с дальним прицелом на интеграцию в Евросоюз подтвержден. А это уже немало, учитывая, как отмечало в преддверии саммита Агентство Франс Пресс, что после «арабской весны» (перетекшей в осень) Евросоюз «смотрит преимущественно на южное побережье Средиземноморья».

Кстати
Печерский районный суд Киева 11 октября приговорил бывшего премьера Украины Юлию Тимошенко к семи годам тюрьмы – за превышение должностных полномочий при заключении газового контракта с Россией. Совершенно ясно, что такой финал долгого суда чрезвычайно осложнит взаимоотношения между Украиной и Евросоюзом, о чем заявила и Тимошенко: «Сегодняшний приговор я расцениваю не только как попытку избавиться от политической оппозиции, а еще как сознательный срыв Януковичем подписания договора об ассоциации и зоне свободной торговли. Своими действиями он мешает движению Украины к Европе».
Реакция Еврокомиссии последовала незамедлительно. Пресс-секретарь Высокого представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон – Майя Косьянчич была уполномочена объявить: «Суд не соответствовал международным стандартам в том, что касается справедливого, транспарентного и независимого юридического процесса, к чему мы неоднократно призывали в предыдущих заявлениях». Дальше – больше. Как объявила Косьянчич, «Европейский Союз пересмотрит свою политику в отношении Украины. В том числе, это ставит под удар соглашение об ассоциации, наш политический диалог и наше сотрудничество в более широком ключе».
В свою очередь, генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд указал Украине на необходимость внести изменения в свой Уголовный кодекс, чтобы забрать полномочия по вынесению подобных решений у суда и передать их Верховной Раде, а значит, избирателям. К этому подверстывается призыв члена Еврокомиссии по политике расширения и соседства Штефана Фюле – декриминализировать статью, по которой осуждена Тимошенко.
Уместно привести и суждение директора Института евроатлантического сотрудничества Александра Сушко: «В Европе Януковичу сказали прямым текстом, что в случае если Тимошенко посадят, переговоры Украины с ЕС будут осложнены. Если он не принял это во внимание, значит, для него важнее, что Тимошенко в тюрьме, чем все остальное. Либо же существуют какие-то иллюзии, что ему удастся что-то продавить. Мол, Украина настолько важна для Европы, что, несмотря на то, что происходит внутри страны, Запад это все проглотит. В принципе, советники президента, насколько мне известно, именно этот тезис ему преподносят». Несколько иная интерпретация вердикта у директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева: «Наверное, Украина не заинтересована в евроинтеграции и ее больше интересует Евразийский союз Путина».
В украинских политологических кругах широко растиражирован тезис о том, что якобы президент Янукович не внял предупреждениям Евросоюза потому, что принял пока еще не преданное гласности решение произвести разворот с Запада на Восток и сделать акцент на партнерстве с Россией.
Однако в Москве придерживаются иной точки зрения. В заявлении МИД России сказано, что решение по делу экс-премьера Украины Юлии Тимошенко несет «очевидный антироссийский подтекст». Тимошенко, считают в МИД РФ, осудили «за действующие и никем не отмененные юридически обязывающие соглашения между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». Приговор назван «попытками в одностороннем порядке вывести ситуацию из согласованного правового поля».
Накануне объявления приговора своему главному оппоненту Виктор Янукович в ходе визита в Грецию в интервью газете Ethnos tis Kyriakis объяснил свое видение проблемы: «У Украины свой путь. Он предусматривает, что страна должна интегрироваться в Европейский Союз через реформы». Президент, по сути, пообещал принять новый уголовно-процессуальный кодекс, гармонизировать национальное законодательство с европейскими стандартами. По его словам, «это нужно в первую очередь нам, нашей стране, потому что мы хотим жить лучше, хотим иметь высокие стандарты качества жизни, защиты прав человека, безопасности».
После оглашения приговора Янукович назвал его «досадным», коль скоро он становится барьером для интеграции Украины в Европу. Президент отметил, что этот казус достался ему в наследство от предыдущей власти и подчеркнул: решение суда принято «в рамках существующего уголовно-процессуального кодекса», но – «это неокончательное решение. Впереди еще апелляционный суд». Тем самым, Янукович оставил для себя поле для маневра и шанс на damage control, то есть на нивелирование негативного ущерба для имиджа, личного и всего руководства от Партии регионов.
Тем не менее, в Евросоюзе решили не оставлять безнаказанным Януковича и его команду, коль скоро они не прислушались к увещеваниям из Брюсселя и довели суд над Тимошенко до обвинительного приговора. Планировавшаяся поездка президента Украины в штаб-квартиру ЕС 29-30 октября была перенесена – на неопределенный срок. Чтобы не было даже малейших сомнений в причинах того, что двери захлопнулись перед самым носом Януковича, официальный представитель ЕС пояснил: его приезд нежелателен до тех пор, пока не будет достигнут «прогресс в таких областях, как верховенство права и независимость правосудия».
Известие о превращении Януковича во временную персона нон грата, что в дипломатии означает ничто иное, как резкое охлаждение отношений между Украиной и Евросоюзом, перечеркнуло и без того скромные позитивные итоги варшавского саммита «Восточного партнерства».

Владимир МИХЕЕВ

№10(59), 2011

№10(59), 2011