Венгрия: главное – экономика и финансы


В непростых условиях приступила 1 января Венгрия к полугодовому исполнению роли председателя Европейского Союза. Главной целью Будапешт провозгласил решение двуединой задачи: «успокоить рынки для преодоления финансово-экономического кризиса и продвигаться вперед, а также обеспечить поддержку лингвистического разнообразия Союза».

Как видим, венгерское правительство выдвинуло весьма скромный план действий, что объясняется, в частности, отсутствием опыта у страны, вступившей в ЕС сравнительно недавно, в 2004 году. В некоторых случаях Будапешт намерен опираться на опыт своих предшественников на посту председателя – Испании и Бельгии.

Кстати, временное бельгийское правительство, находящееся у власти более 200 дней в условиях острого внутриполитического кризиса, неплохо справилось с ролью председателя Союза, выпавшего на второе полугодие минувшего года. Правда, Брюссель подвергался критике за медлительность действий в поддержку евро на финансовом рынке, однако эта критика была в равной мере направлена и в адрес властей ЕС. Более того, в нелегких условиях, выпавших на период председательства Бельгии, Ив Летерм, исполняющий обязанности премьер-министра, проявил себя умелым посредником, чего нельзя сказать о его роли в урегулировании затяжного конфликта между голландскоговорящей и франкоговорящей общинами в собственном королевстве после парламентских выборов 13 июня 2010 года…

Впрочем, после вступления в силу Лиссабонского договора председательствующая роль любой страны в Союзе значительно ослабла. Она сводится теперь к продвижению различных досье, а не к приданию мощных политических импульсов «двадцати семи» для решения важнейших задач. Эта функция отныне принадлежит европейскому дуумвирату – председателю Европейской Комиссии Жозе Мануэлу Дурану Баррозу (Португалия) и председателю Европейского Совета Херману ван Ромпею (Бельгия). И они внесли немалый вклад в достижение министрами финансов ЕС единой позиции для спасения евро.

Незадолго до того, как роль председателя ЕС перешла к Венгрии, консервативное правительство этой страны шокировало большинство своих партнеров ужесточением закона о прессе. Хотя Европейская Комиссия ограничилась дипломатичным заявлением о том, что она «внимательно изучает новый венгерский закон», ОБСЕ выразила озабоченность, а заместитель председателя Европейского Парламента Даниель Кон-Бендит назвал инициативу Будапешта «явно репрессивной, полностью противоречащей Европейскому договору, Хартии основных прав человека и Европейской конвенции прав человека». Фракция «зеленых» в Европарламенте обратилась с призывом к властям ЕС и правительствам стран Союза потребовать отмены этого закона в Венгрии.

Видное место в программе нового председателя Союза занимает завершение переговорного процесса о планируемом приеме Хорватии в ЕС в конце 2012 года. Однако, по мнению аналитиков в Брюсселе, эта цель вряд ли достижима ранее 2013-го и даже 2014 года, поскольку ряд стран будут откладывать ратификацию соответствующего решения.

Что касается поддержки Будапештом лингвистического разнообразия в Союзе, то это намерение контрастирует с недавним одобрением Венгрией плана Еврокомиссии регистрировать патенты ЕС только на английском, французском и немецком языках, не допуская в этот список испанский и итальянский.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№1(51), 2011