Главная > Дневник событий > Интеграция > Большие проблемы на маленьком острове

Большие проблемы на маленьком острове

image_pdfimage_print

Выступление бывшего президента Турецкой республики Северного Кипра Мехмета Али Талата перед группой журналистов из стран Восточной Европы напоминало исповедь. Этот спокойный и рассудительный на вид человек на хорошем английском рассказал, среди прочего, по какой причине он не смог добиться переизбрания главой государства. Это поражение, по его словам, вряд ли упростит проблему объединения северной и южной частей Кипра.

Нельзя сказать, чтобы признанная международным сообществом Республика Кипр внешне производила впечатление чрезвычайно благополучной страны. Но достаточно пообщаться с представителями местного делового мира, чтобы понять, что на самом деле эта маленькая страна, добившаяся впечатляющих экономических успехов за последние десятилетия, продолжает развиваться и после мирового экономического кризиса.

Северная же часть Кипра, независимость которой признает только Турция, развивается не так стремительно – все-таки активная помощь (в том числе и финансовая) Анкары не в состоянии полностью компенсировать международную изоляцию.

Может ли ситуация кардинально измениться? По мнению М.А.Талата, в обозримом будущем – однозначно нет. До того, как покинуть пост президента весной прошлого года, он предпринимал попытки объединения Кипра. В частности, М.А.Талат поддерживал идею проведения референдума по этому вопросу в обеих частях острова. Более того, большинство жителей Северного Кипра поддержали проект объединения. Но южане отказались от этой идеи.

«Я был лидером тех, кто хотел попытаться решить эту проблему. Но такого решения на горизонте не видно, и поэтому я проиграл на выборах», – полагает экс-президент.

Он предупредил, что его преемник Дервиш Эроглу, напротив, без восторга относится к возможности переговоров. «Нынешний лидер Северного Кипра считает, что отсутствие решения проблемы – это и есть решение. Похожая ситуация сложилась и в южной части острова», – подчеркнул бывший президент.

Догадки о том, зачем жители севера хотят объединиться с югом, могут придти в голову во время прогулки, к примеру, по городу Кирении, в Северном Кипре. Даже зимой здесь тепло и, как правило, солнечно, море красиво, а роскошные гостиницы почти пусты. Официанты в кафе совершенно не возражают, если им предлагают заплатить не в турецких лирах, а в евро. Для Кирении, да и всех других северных городов Кипра, объединение с югом – это путевка в ЕС, конец международной изоляции и развитие экономики в целом и туристического сектора в частности. Ради таких целей можно смириться с тем, что ты будешь жить в одной стране с людьми, к которым не испытываешь чрезмерной симпатии!

Как ни странно, помочь объединить Кипр могла бы… как раз Турция. Эта страна давно и пока не слишком успешно добивается присоединения к ЕС. Зато республика Кипр – часть этого интеграционного объединения. Флаг ЕС можно увидеть у входов в гостиницы и перед государственными учреждениями. Захотят ли в Никосии принимать в Евросоюз страну, которая ввела войска на север острова, и без которой Турецкая республика Кипр никогда бы не появилась на свет? Нет. И не скрывают этого.

Проблему понимает и бывший президент. «Членство Турции в ЕС – важный вопрос. Но без решения вопроса о Кипре Анкара не сможет выполнить эту задачу», – считает он.

А как быть с турецкими военными, до сих пор базирующимися в Северном Кипре? На это, наверное, можно было бы посмотреть сквозь пальцы, если бы Анкара уже была членом ЕС. Но предположим, что Север и Юг объединяются, а турецкие войска не возвращаются на родину. Тогда получится, что на территории одного из членов ЕС находится чуть ли не оккупационная армия!

М.А.Талат уверен, что урегулирование кипрской проблемы само по себе не будет гарантией вступления Турции в ЕС. Действительно, некоторые крупные европейские государства, например, Германия, не скрывают, что не хотят видеть Турцию в Евросоюзе.

В последнее время Анкара стремится играть все более активную роль на международной арене. Можно вспомнить, как в прошлом году Турция совместно с Бразилией предприняла попытку урегулировать иранскую ядерную проблему. Попытка оказалась неудачной, так как западные страны отвергли предложенный иранско-турецко-бразильский план. Тем не менее, сама эта инициатива указывает на стремление турецких властей занять важное место в мировой иерархии. Присоединение к ЕС, вероятно, повысит внешнеполитический вес Турции – она, по сути, официально станет политическим мостом между западом и востоком, Европой и Азией.

А что если Анкара согласится вывести войска с северной части Кипра? Может, это ускорит объединение острова. И может как раз тогда, в знак благодарности, в Европе снимут возражения против членства Турции в ЕС?

Но захотят ли наступить на горло собственной песне в Анкаре? И готовы ли в европейских столицах ради объединения Кипра пересмотреть свои взгляды на принципы расширения ЕС? Не факт…

Владимир ЕРМАКОВ

Никосия-Кирения-Москва

№3(53), 2011

№3(53), 2011