Главная > Дневник событий > Ирландия: солдаты судьбы обещали свою лояльность

Ирландия: солдаты судьбы обещали свою лояльность

image_pdfimage_print

На Зеленом острове длившийся два месяца кризис верхов завершился парламентскими выборами, официальные результаты которых были оглашены 2 марта. Переживающие пост-травматический шок ирландцы, уставшие ностальгировать по быстротечной «прекрасной эпохе» экономического бума, решили потребовать в качестве скромного воздаяния скальпы политиков. И они получили целый ворох скальпов, принадлежащих депутатам партии «Фианна фойл» после того, как со свистом и улюлюканьем прокатили «солдат судьбы» (так переводится название партии).

Вместо правивших с 1997 года на пару с «зелеными» бойцов фортуны у кормила власти встала иная коалиция, куда вошли правоцентристская партия «Фине галл» (ФГ) и находящаяся на левом крае спектра Лейбористская партия Ирландии. Премьером стал лидер партии ФГ Энда Кенни, бывший школьный учитель, не ставший скрывать перед согражданами драматичность ситуации: «Государство не может более одалживаться, да и банки не могут уже брать деньги в долг. Мы сидим в этом по шею, и кому-то надо сказать людям правду о масштабах проблемы».

При этом Кенни уверен, что есть «поле для маневра» при изменении условий возвращения выделенных МВФ и Европейским центральным банком займов в размере почти 90 миллиардов евро. Расчет нового кабинета строится на попытке уговорить своих благодетелей снизить выплаты по кредитам: доноры получают деньги под 3%, а с Ирландии требуют шесть.

Изменение учетной ставки может стать неподъемной задачей для назначенцев двух партий, которые в течение 14 лет не были у власти. Когда у премьера спросили, не допускает ли он вероятность дефолта, означающего банкротство Ирландии, Энда Кенни ответил: он предпочитает говорить о «сотрудничестве и согласии», и тем самым выдал потаенные страхи.

Страхи вполне закономерны: частный сектор набрал кредитов и отягощен финансовыми обязательствами на общую сумму в 200 миллиардов евро, что составляет 135% ВВП. Безработица, не превышавшая 5% в 2007 году, подскочила до 13% и продолжает неуклонно расти. Наполняется поток экономических беглецов, покидающих отчий край в поисках лучшей доли на чужбине (см. «Ирландия: эмиграция сродни исходу» (№2(52), 2011).

Вместе с тем, глава Центробанка Патрик Хонохан, весьма уважаемая фигура, заявил, что если бы прежнее правительство реально осознавало размеры финансового бремени ведущего Англо-Ирландского банка (его выкупили за государственный счет), то оно не стало бы приходить ему на помощь, а позволило бы умереть естественной смертью. По словам Хонохана, это могло бы стать полным европейским аналогом обанкротившегося американского банка «Леман бразерс». По мнению эксперта, в этом случае зараза перекинулась бы и в континентальную Европу, породив цепную реакцию. А потому, заявил финансист, Евросоюз должен быть благодарен Ирландии за то, что она приняла удар на себя. Оценят ли жертву в Брюсселе?

Пока что спасательный круг, брошенный бывшему «кельтскому тигру», не столько держит его на плаву, сколько тянет на дно. Дерек Нолан, торгующий разного рода украшениями для автомобилей в Дублине, имеет все основания раздраженно сопеть: «Стоимость того, чтобы содержать собственный бизнес, лезет вверх, теперь у нас появился дополнительный налог на воду, да и страховка дорожает». Нолан был вынужден сократить зарплату своим наемным работникам. Он уповает на то, что новое правительство снизит НДС, но сильно в этом сомневается, поскольку внутри коалиции почти обязательно возникнут распри по этому поводу.

Студентка последнего курса университета Эдаин О'Салливан настроена еще более скептически, потому как уверена, что «Фине галл» не станет продвигать идею расширения социальных программ. Они, по ее словам, «видят возможности выкарабкаться из кризиса, но связывают это исключительно с самочувствием бизнеса, который по своей природе не способен разделять идеи равенства, справедливости и гражданского общества».

В этом плане показательно, что последняя предвыборная кампания проходила под лозунгом, призывающим провести реформу политической системы. Все партии без исключения наговорили на эту тему сорок бочек арестантов. Список обещаний включал в себя предложение упразднить невыбираемую верхнюю палату, сокращение числа депутатских мандатов и даже переписывание конституции страны. Слова, слова… Впрочем, официальный представитель лейбористов Джоан Бэртон была вполне конструктивна, ратуя за введение действенного контроля за финансовыми вливаниями в партийные кассы со стороны корпораций, не бросающих деньги на ветер, и за регистрацию лоббистов от бизнеса.

Пока что воз и ныне там. Кевин Бин, профессор Университета в Ливерпуле, который занимается исследованиями Ирландии, считает: «Несмотря на широкое использование слова «реформы», под этим подразумевается концентрация власти в руках политического класса». В доказательство правоты профессора можно привести тот факт, что оказавшаяся в оппозиции «Фианна фойл» при утверждении премьером Энда Кенни не стала по традиции выдвигать свою альтернативную кандидатуру. Новый лидер «Солдат судьбы» Микеал Мартин объявил во всеуслышание, что его партия будет играть «конструктивную роль в восстановлении страны».

Главным возмутителем спокойствия станет лидер Социалистической партии Джо Хиггинс, успевший обвинить коалицию в том, что она мало чем будет отличаться от предшественников и продолжит подавать на стол «отравленный коктейль аскетизма», предписанный МВФ и Европейским Центробанком. Английская газета «Гардиан» подчеркивает, что леваки «будут постоянной колючкой, впивающейся в бок лейбористов». Хиггинс вынес им приговор: лейбористы предали интересы трудящихся масс.

Можно не сомневаться, что отныне в Дойле (парламенте) дебаты будут полны полемической страстности и язвительного юмора, сменяющих регулярно мягкий юмор, присущий ирландцам. В Дойле немало новичков: из 166 депутатов 76 избраны впервые, что опять же беспрецедентно в истории ирландской демократии. На острове теперь многое будет впервые. Не случайно новый премьер Энда Кенни не стал скрывать от нации правду: мы «вторгаемся в область мрака, который предшествует рассвету».

Владимир МИХЕЕВ

№3(53), 2011

№3(53), 2011