Главная > Финансы & банки > Валюта > Злоключения евро не прошли даром

Злоключения евро не прошли даром

image_pdfimage_print

Поляки и чехи сильнее возлюбили свои валюты

В обширном регионе Центральной и Восточной Европы в 2010 году притягательный блеск евро поблек вместе с чередой несостоявшихся суверенных дефолтов, масштабных валютных интервенций в пользу Греции и Ирландии, призывов неукоснительно блюсти финансовый ригоризм и согласовывать с наднациональными структурами ЕС денежную политику 27 государств-членов сообщества.

Присоединение Таллина к зоне евро (см. «Эстоницы отказались от кроны») может служить слабым утешением для руководителей единой Европы, поскольку другие страны, считавшиеся кандидатами на вступление в клуб (Британия – не в счёт), призадумались над тем, зачем это вообще нужно.

Мартин Блюм, экономист в австрийском хедж-фонде Ithuba Capital, полагает, что связанные с кризисом пертурбации в еврозоне ослабили желание многих стран, особенно Польши и Чешской республики, где изначально были сильны позиции политиков из разряда евроскептиков. Обе страны неплохо себя чувствовали и без евро. В 2009 году они сумели избежать негативных явлений в экономике, частично благодаря девальвации национальных валют, что поддержало конкурентоспособность их экспортной продукции. В Польше даже не было отмечено рецессии – рост в этой одной отдельно взятой стране Евросоюза, по контрасту с остальными, был стабильным.

В декабре глава польского Центробанка Марек Белка не постеснялся громко объявить: «Намного больше рисков внутри еврозоны, чем вне ее».

Правда, риски все же существуют и вне еврозоны, в чём смогли убедиться венгерские граждане, набиравшие долгие годы кредиты в иностранной валюте – швейцарских франках и даже японских иенах. Когда же форинт потерял в весе целую четверть, оказалось, что расплачиваться нечем. Перед властями возникла дилемма: либо поддержать национальную валюту, но стать свидетелем обрушения экспорта, или наблюдать, как финансово-банковская система рушится на глазах под бременем неоплатных долгов. В итоге выбрали на роль спасителя Международный валютный фонд, который, как ведомо, благотворительностью не занимается.

Однако традиционный способ преодоления долговых неурядиц через девальвацию национальный валюты имеет свои ограничения. Более того, это краткосрочная пожарная мера не решает основного вопроса: каким образом стимулировать экономический рост.

Странам региона ЦВЕ, по мнению главного экономиста в Европейском банке реконструкции и развития Эрика Берглофа, следует «подумать о других драйверах конкурентоспособности, нежели низкие издержки». Наглядной иллюстрации этой мысли служит пример Румынии, где валюту «уронили» на 20%, но розданные в виде зарплат деньги обесценили и свели на нет это возникшее конкурентное преимущество.

Затяжная рецессия в ведущих державах ЕС не способствует оживлению деловой активности в ЦВЕ, поскольку сужает рынки сбыта для их экспортной продукции. Теоретически, рассуждает Э.Берглоф, можно было бы перенаправить экспорт в расположенную поблизости Россию, где, цитирую по сообщению Би-би-си, «мало собственного промышленного производства и такие товары импортируются», но российский рынок – маловат. «В нашем регионе отсутствует альтернатива, – говорит базирующийся в Вене Э.Берглоф. – Это как если бы предложить Мексике переориентироваться на другие страны, чтобы найти замену Соединенным Штатам».

Наиболее выгодную нишу заняли чехи, поляки и венгры: они выступают в роли субподрядчиков для крупных германских концернов, став звеньями в производственной цепочке. Однако ни болгары, ни румыны не смогут включиться в эту цепочку, хотя бы по причине отсутствия достаточно квалифицированных кадров и современных производственных мощностей. В этих странах, а также и на всех Балканах, разъясняет главный экономист австрийского банка RZB Петер Бжезинчек инвестиции шли в основном в строительство жилья, коммунальное хозяйство, телефонные сети. Иными словами, капиталовложения делались в домашний экономический потенциал, не ориентированный на экспорт, способный приносить доходы.

Но разве возможно перенацелить инвестиции в другие сектора экономики пока не подготовлена почва для модернизации? К примеру, в Румынии, по меркам ЕС, вообще нет ни одной приличной автострады. Опять же, где взять деньги? У правительств этих стран нет свободных ресурсов. А иностранные инвесторы не видят явной выгоды идти на эту целину. Вдобавок, есть и такой фактор, как «не вполне исправно функционирующие институты», – этим эвфемизмом Э.Берглоф подразумевает коррупцию и организованную преступность. Никаких способов быстрого решения этих злободневных проблем для Балкан у европейских экспертов нет.

На таком неоптимистичном фоне поляки и чехи в очередной раз просматривают статистические данные, рапортующие об их стойкости перед лицом затронувшего всех глобального кризиса, и продолжают кредитовать сами себя с помощью злотого и кроны, сочувственно поглядывая на евро.

Владимир МИХЕЕВ