Главная > Дневник событий > В фокусе > Мошенничество с размахом

Мошенничество с размахом

image_pdfimage_print

Недавно берлинские журналисты с удивлением отметили, что датчанка Аманда Й. умудрилась четыре дня подряд быть героиней первой полосы бульварной газеты «Экстра Бладет». Обычно такой высокой чести удостаиваются те, кто добился ярких спортивных побед или несет ответственность за некую политическую катастрофу. А чем же удивила соотечественников 43-летняя бизнесвумен, мирно возглавлявшая североевропейское подразделение швейцарского кейтерингового концерна «Гейтгруп»? Ну, занимается себе дама тем, что организует кормление в полете пассажиров авиакомпаний вроде SAS или «Эйр Берлин», и что?

Да то, что Аманада Й. сумела изящно облегчить банковские счета вверенного её попечению предприятия на – внимание! – 17 миллионов евро. Если вы думаете, что эта дама умела только украсть деньги, то ошибаетесь. Она умела их и потратить.

В роскошном пригороде датской столицы ею была приобретена вилла за два миллиона евро. Надо думать, что она не полностью отвечала изящному вкусу новой хозяйки, а потому вскоре была перестроена. Всего-то за шесть миллионов евро. Масштаб и роскошь изменений были такими, что «Эстра Бладет» вынуждена была горестно заметить: они «не соответствовали датской скромности». А к соблюдению принципа справедливости в этой скандинавской стране относятся весьма серьезно. С одной стороны, по доходу на душу населения Дания – в числе лидеров Европейского Союза. С другой – почти нигде в Европе нетто-доходы не распределяются так справедливо, как в этом маленьком государстве.

А бойкая дама действовала и в самом деле с размахом. Она повелела устроить у своего дома подъезд с обогреваемым покрытием дороги. Не признавала других авто, кроме «Ламборгини» и «Бентли», ну разве что БМВ, и то только в крайнем случае. «В Дании такие авто облагаются налогом в 180%, а налог на добавленную стоимость составляет 25%. Таким образом, стоят там роскошные лимузины почти втрое дороже, чем в Германии», – поясняет берлинская «Вельт». Наверное, поэтому Аманада Й. поставила как минимум часть своей автофлотилии на учёт в Швейцарии, где у неё тоже есть квартира. В конце 2010 года она туда переселилась.

Однако самое пикантное это даже не её умение лихо распоряжаться чужими деньгами, а то, что биография задорной бизнесвумен была изрядно сфальсифицировна. Датская экономическая газета «Бёрзен» оценила это так: Аманда «украсила себя несуществующими академическими титулами, дабы открыть себе дверь в начальственный кабинет, которым она воспользовалась для охоты за роскошью».

Пример: дама утверждала, что получала инженерное образование в авторитетном датском вузе Дэ-Тэ-У – с 1987 по 1993 год. Однако в архиве этого учреждения можно обнаружить только, что Аманда Й. сдала один-разъединственный экзамен и после этого никогда больше там не появлялась. Не сильно впечатляют такие академические достижения, не так ли?

Есть в её насыщенной собственноручно изложенной биографии упоминание о том, что во Франции она прошла обучение по программе магистра делового администрирования (МВА), а позже получила докторскую степень в Британии, в Кардиффском университете, словом – красота, да и только. С таким роскошным образованием если где и трудиться, то в консалтинговой компании. К примеру, «Маккинси».

Ну вот Аманда, вроде бы, этим и занималась, да еще на протяжении целых двенадцати лет. Странно только, что в авторитетной фирме о трудовом пути талантливого администратора не осталось ни единого документального упоминания. Как, впрочем, и устное предание памяти о ней не сохранилось. Вместо ответа на вопрос, как обстоят дела с вкладом Аманды Й. в науку, Кардиффский университет предпочел деликатно отмолчаться, мотивировав свою сдержанность необходимостью защиты личных данных.

Подлинная жизнь этой дамы окутана плотной завесой тайны. Родилась она, вроде бы, в 1967 году, но вот где – так и непонятно. Той же газете «Бёрзен» она однажды рассказала, что в Израиле, «Экстра Бладет» уверяет, что в Иране. Обозленные газеты уже заподозрили, что, вероятно, повторяется история с ИТ-предпринимателем Стейном Баггером, которого в Дании довольно долго превозносили как гения эффективного менеджмента. До тех самых пор, пока не выяснилось, что все его невиданные успехи и многомиллиардные обороты существуют только на бумаге.

А ведь как процветал, как процветал… В ноябре 2008 года аудиторская компания «Эрнст & Янг» присвоила ему звание «Предприниматель года». Причина награждения была в том, что титану менеджмента, якобы, удалось за год удвоить оборот, и без того составлявший 100 миллионов евро. Каково же было общее разочарование, когда выяснилось, что значительная часть этих доходов существовала только в разнузданном воображении господина Баггера. Поэтому совершенно неудивительно, что компании «Эрнст & Янг» это понравилось ничуть не больше, чем членам наблюдательного совета баггеровской компании «Ай-Ти Фабрик». Когда проходили торжества по поводу увенчания его высоким титулом, мошенник уже ударился в бега. Правда, позднее он сдался полиции в Лос-Анджелесе и довольно надолго перебрался за решетку.

Там же, в конце концов, может оказаться и Аманда Й., но пока этому препятствует одно: никто не знает, где она сейчас находится. Свой роскошный образ жизни, непосильный даже для получающего изрядные деньги руководителя большой фирмы, она объясняла по-разному – то тем, что у нее в Швейцарии есть богатые приемные родители, то тем, что она заработала в Швеции огромные деньги, сдавая в лизинг автомобили. И, что самое смешное, ей верили! А она всего-навсего банально опустошала счета фирмы.

Сейчас её проделками занялась цюрихская прокуратура, но результатов пока никаких нет. На вопрос, как могло дойти до того, чтобы без должного присмотра оставались многомиллионные счета, компания «Гейтгруп» уныло отмалчивается.

Отсутствие осмысленной реакции у вроде бы весьма заинтересованной стороны, взбесило датскую прессу, и она принялась раскручивать историю по полной программе, не останавливаясь ни перед какими сравнениями. Тем более, что сейчас в датском королевстве у всех на слуху история еще одной неординарной дамы – Малены Пенковой. Многие годы эта молодая и женственная особа собирала щедрый урожай похвал за свои ослепительные успехи в области физиологии высшей нервной деятельности. Опять-таки пока не выяснилось, что большая часть её яркого жизненного пути – фантазии собственного изготовления. Она не только фальсифицировала результаты экспериментов, но не останавливалась и перед тем, чтобы объявить мертвыми своих близких, когда это могло способствовать её карьере.

А завершилось все донельзя банально: оказывается «киса» научилась мастерски окутывать своим шармом пожилых господ, задававших тон в датской науке. Настолько, что и директор университета, и министр научных исследований верили ей как самим себе. Да, пролетели старикашки…

Разумеется, покровители такого же рода были и у Аманды Й., куда же без этого, уверяет «Экстра Бладет». К слову сказать, из «Гейт Гурме» – так называется датский филиал швейцарской компании – её уже пытались уволить. За что? Да за то, что на чествование одного из работников этой фирмы она вызвала в её штаб-квартиру… стриптизёрш. Даже для Дании, вроде бы, не славящейся пуританскими нравами, такая корпоративная вечеринка оказалась чересчур раскованной.

Деннис Клаузен, возглавлявший тогда кадровую службу компании, предлагает такую версию этих событий. «В тот день, когда финансовый директор был потрясен нашествием стриптизёрок, я сидел в Осло и занимался работой по увольнению примерно ста наших сотрудников. В то, время как я объяснял простым людям, почему мне приходится ломать им жизнь, перед шефами в Копенгагене девицы трясли телесами, понятное дело – за счет фирмы. Это уже чересчур». Вот он и приложил все усилия, чтобы расстаться с Амандой Й. Немного времени спустя это решение было отменено. Кто-то же взял её под свою защиту?

А когда она вернулась, то устроила настоящую травлю несогласных и непокорных. Д.Клаузену пришлось уйти по собственному желанию: замучили придирки и проверки. «Лучше бы они тогда потратили энергию на то, чтобы проверить её счета», – горько замечает он.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№3(53), 2011

№3(53), 2011