Главная > Дневник событий > Политика > ЕС-Китай: незрелое стратегическое партнерство

ЕС-Китай: незрелое стратегическое партнерство

image_pdfimage_print
Одиннадцатый саммит ЕС-Китай, проведение которого намечено на май этого года, является знаковым. Он станет первой встречей такого уровня с 2007 года. Предыдущий саммит 2008 года не состоялся. Руководство Китая отменило его в ответ на встречу председательствовавшего в то время в ЕС Президента Франции Николя Саркози с духовным лидером Тибета Далай-ламой, контакты с которым Китай, мягко говоря, осуждает.

Нынешняя встреча приходится на период «круглых» дат печально известных событий в истории Китая: подавление восстания в Тибете в 1959 году и восстания на площади Тяньаньмэнь в 1989. В связи с этим ЕС не упустит шанс поднять вопрос обо все еще недостаточном соблюдении прав человека в Китае. Кроме этого пункта, в повестке дня, конечно, будут значиться вопросы борьбы с глобальным финансово-экономическим кризисом, развития экономического сотрудничества и торгового диалога. Но самый главный вопрос, на который предстоит ответить саммиту, – насколько далеко стороны продвинулись в налаживании стратегического партнерства?

Становление стратегическое партнерства ЕС-Китай

Когда речь заходит об анализе отношений между Пекином и Брюсселем, главной видится их экономическая составляющая. В прошлом году объем двусторонней торговли преодолел отметку в 400 млрд. долларов. Однако стороны всячески пытаются подчеркнуть, что в настоящее время их отношения – это больше, чем отношения торговых партнеров, ведь они смотрят друг на друга как на партнеров стратегических. Но так было не всегда.

После установления в 1975 году дипломатических отношений Китай стал восприниматься ЕС, главным образом, как торговый партнер. Несмотря на дипломатический прорыв, достигнутый сторонами, в период с 1975 по 1994 гг. двусторонние отношения развивались крайне медленно – Брюссель и Пекин подписали только два относительно важных документа: Соглашение о торговле 1978 года и Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве 1985 года*1, послужившее основой для создания Совместного комитета как главного органа по управлению двусторонними отношениями.

Фундамент для двустороннего политического диалога был заложен в 1994 году. С тех пор проводятся регулярные встречи между Тройкой ЕС и Китаем на министерском уровне плюс политические консультации на высоком уровне между Комиссией ЕС и Китаем. Этот формат также стал поддерживаться встречами Министров иностранных дел ad hoc , и встречами, проходящими дважды в год, между Министром иностранных дел Китая и послом ЕС в Пекине и между Министром иностранных дел страны-председателя ЕС и Послом Китая в столице страны-председателя.

Начиная с первого стратегически важного документа «Долгосрочная политика китайско-европейских отношений»*2, выпущенного Комиссией ЕС в 1995 году, сотрудничество между Китаем и ЕС стало развиваться особенно быстро. Документ предложил установление долгосрочных отношений с Китаем, «отражающих его экономическое и политическое влияние в регионе и в мире». В Сообщении рассматривалась возможность развития отношений с Китаем через расширение областей сотрудничества. В нем перечислялись: развитие человеческих ресурсов (студенческие обмены, содействие образованию и профессиональной подготовке китайских специалистов), содействие экономическим и социальным реформам в Китае, борьба с бедностью в городах и селах (путем содействия региональной политике китайского руководства), защита окружающей среды, научно-техническое и деловое сотрудничество.

Спустя три года Комиссия ЕС признает, что «пять опор сотрудничества ЕС-Китай, заложенные в Сообщении 1995 года, прошли проверку временем»*3. В Сообщении «Строительство всеобъемлющего партнерства c Китаем », выпущенном КЕС в 1998 году, ставка была сделана на совершенствование политического диалога ЕС-Китай. Главным его элементом предлагалось сделать встречи на уровне глав государств и правительств. Исходя из самого названия и сути документа, ЕС взял курс на создание всеобъемлющего партнерства с Китаем. Ставилась задача «через усовершенствованный политический диалог вовлекать Китай в международное сообщество», «поддерживать переход Китая к открытому обществу, основанному на верховенстве закона и уважении прав человека», «дальнейшей интеграции Китая в мировую экономику и мировую торговую систему и поддержки экономических и социальных реформ в стране».

Первые ежегодные саммиты 1998 и 1999 годов заложили основу для более широкого политического диалога. Тогда же прошли встречи Тройки ЕС на уровне министров иностранных дел с главой китайского МИДа. Старшие должностные лица в октябре 1998 и 1999 гг. провели консультации по вопросам регионального значения: ситуация на Корейском полуострове, индо-пакистанские отношения и др. Дважды в год послы ЕС тали обсуждать широкую повестку с министром иностранных дел КНР.

Как отмечалось в докладе, подготовленном Комиссией для Совета и Европейского Парламента в сентябре 2000 года*4, все эти встречи помогли усилить политическое сотрудничество между Китаем и ЕС.

В мае 2001 года КЕС выпускает новое Сообщение «Стратегия ЕС в отношении Китая: Выполнение Сообщения 1998 года и будущие шаги в направлении более эффективной политики ЕС»*5, в котором подчеркивалось, что содействие переходу Китая к открытому обществу, основанному на верховенстве закона и уважении прав человека, является центральным элементом отношений ЕС-Китай. Стратегия также предлагала инструменты реализации политики в отношении Китая: развивать диалог на уровне политических директоров, запустить проведение встреч экспертов в формате Тройки (по таким вопросам, как нераспространение), установить регулярный диалог в формате Тройки на уровне политических советников с китайским МИДом по ряду региональных и международных вопросов.

По итогам рассмотрения Сообщения Совет предложил следующую структуру политического диалога между ЕС и Китаем*6:

•  Ежегодные саммиты на уровне глав государств и правительств;

•  Встречи между Тройкой на уровне министров иностранных дел и Министром иностранных дел Китая в рамках Генеральной Ассамблеи ООН;

•  Ежегодные встречи Тройки на уровне политдиректоров с их китайскими коллегами;

•  Встречи между Тройкой и китайскими экспертами по правам человека, проходящие дважды в год;

•  Ежегодные встречи между Тройкой на уровне директоров по Азиатско-тихоокеанскому региону и их китайскими коллегами;

•  Встречи, по крайне мере, раз в год между Тройкой на уровне экспертов по экспорту вооружений, нераспространению, разоружению и их китайскими коллегами.

В 2003 Европейский Совет принимает Европейскую стратегию безопасности, в которой Китай назван стратегическим партнером Евросоюза. В этом «стратегическом партнерстве» ЕС сделал упор на общих интересах не только в двусторонних отношениях, но и в том, что касается глобальной повестки дня.

Со своей стороны, китайское правительство только в этом же 2003 году выпустило первый собственный доклад, касающийся политики в отношении ЕС. Хотя доклад появился на 8 лет позже первого сообщения ЕС по отношениям с Китаем, он имел особо символическое значение. Он явился первым документом Китая, адресованным конкретной стране или региону, когда-либо принятым Пекином, что свидетельствовало о большом значении, которое Китай готов был уделять Европе. В нем Китай признал, что «европейская интеграция необратима, и ЕС будет играть все возрастающую роль в региональных и международных делах», и подтвердил, что не существует фундаментальных противоречий или конфликтов интересов между ЕС и Китаем. Документ искусно избегает какого-либо упоминания «стратегического соперничества» с ЕС. Напротив, в нем всячески выпячивается стратегическое партнерство с Брюсселем*7. В практическом плане в нем поддержана идея увеличить количество встреч на высоком уровне.

Незамедлительно после принятия Стратегии Китая в отношении ЕС, в том же 2003 году Еврокомиссия выпускает новое Сообщение, в котором отношения с Китаем охарактеризовано как «a maturing partnership», т.е. «зрелое партнерство».

Как заявил Романо Проди, бывший президент Комиссии, давая оценку отношениям ЕС-Китай на тот период: «Если это не женитьба, то, по крайней мере, очень серьезная помолвка». Статус стратегического партнерства, по мнению многих экспертов, «привнес «медовый месяц» в двусторонние отношения. В мае 2004 г. китайский премьер Вэнь Цзябао нанес официальный визит в ЕС после расширения последнего на восток.

Спустя три года после объявления стратегического партнерства, в 2006 году, Комиссия попыталась суммировать развитие двусторонних отношений в очередном Сообщении «ЕС-Китай: тесное сотрудничество, возросшая ответственность».

К удивлению наблюдателей, на этот раз тональность была далеко не радужной и оптимистичной, а, скорее, настороженной и предельно критичной. Еврокомиссия выставила Китаю целый ряд «просьб»*8: открыть рынок и обеспечить честную рыночную конкуренцию; сократить или убрать торговые и нетарифные барьеры; полностью исполнять обязательства, взятые в рамках ВТО; лучше защищать права на интеллектуальную собственность; быть более активным и ответственным партнером в области энергетики; обеспечить баланс в научном и технологическом сотрудничестве; быть более «ориентированным на конкретные результаты» в диалоге по правам человека; ратифицировать Пакт ООН о гражданских и политических правах; улучшить «прозрачность по военным тратам и целям»; соблюдать договоры по нераспространению и разоружению; усилить контроль над экспортом материалов, связанных с оружием массового уничтожения.

Этот список требований отличался остротой больше, чем какое-либо из ранее выпущенных сообщений. Растущий торговый дефицит, возрастающие жалобы в отношении нарушения авторских прав, непрозрачные рыночные условия заставили европейцев переоценить отношения с Китаем. Как отмечает китайский эксперт Мен Джинг, изначальный энтузиазм сменился «некоторым разочарованием»*9. Однако сложности в отношениях нельзя списывать только на Поднебесную. В самом Евросоюзе до сих пор ряд стран стремится выстроить отношения взаимовыгодного партнерства на двусторонней основе.

Когда в 2007 году ЕС и Китай договорились начать переговоры по согласованию нового базового соглашения, для многих это стало надеждой на стабилизацию отношений и выстраивание общей институциональной базы. Возможно, будущее базовое соглашение может создать более подходящие рамки для отношений ЕС-Китай, но оно не решит другой проблемы: государства-члены, особенно страны «большой тройки» – Германия, Франция и Великобритания органически не способны проводить последовательную политику в отношении Китая .

С одной стороны, большие страны были и продолжают быть инструментом формирования отношений ЕС-Китай. Их научные и политические школы генерируют идеи, взгляды на политику сотрудничества и взаимодействия с Пекином; они улучшают имидж ЕС в Китае через культурный, научный и студенческий обмен*10. Эти страны выделяют миллионы евро на трансформацию Китая. Но с другой стороны, их усилия могли быть дать большую отдачу, если бы они предпринимались в рамках общей стратегии ЕС. Взять, к примеру, тот же случай со встречей Николя Саркози и Далай-ламы. Если ЕС официально провозглашает политику «одного Китая», то для чего демонстрируется такая непоследовательность? Есть и другие примеры «эгоизма Большой Тройки».

В бытность Президентом Франции Жак Ширак первым призвал в 2003 году к отмене эмбарго на поставки оружия Китаю. Во время визита в Пекин в октябре 2004 года французский лидер настойчиво говорил о необходимости снятия эмбарго и повышения статуса Китая до страны с рыночной экономикой. Жак Ширак, конечно, знал, что решение о статусе – это дело Европейской комиссии. И он прекрасно понимал, что разногласия в вопросе об эмбарго между государствами-членами ЕС не позволят продвинуться в его решении (особенно ввиду позиции США). Тем не менее, говоря это, он надеялся, что на таком фоне сопровождавшие его 50 представителей бизнес элиты получат выгодные контракты. И действительно, в ходе того визита французские бизнесмены подписали контракты на сумму более 4 млрд. долларов.

Теоретически для стран-членов не должно быть сложностей с тем, чтобы придерживаться общей линии в отношениях с Китаем. Тем не менее, каждая из стран «большой тройки» строит свои «стратегические отношения» с Китаем, свой диалог по правам человека, свой обмен студентами, свои программы по научному обмену. Имеет свою собственную торговую палату в Китае. И свою собственную программу помощи.

Одним из самых больших вызовов, с которыми сталкивается ЕС в построении стратегического партнерства с Китаем, является невероятная скорость, с которой меняется страна. И частота, с которой принимались документы по политике в отношении Китая*11, объяснялась изменениями в самом Китае. Любопытно, правда, что с годами цели сотрудничества становились всё более амбициозными. Масштабы сотрудничества увеличивались. Однако ни один из последующих документов существенно не отличался от Сообщения 1995 года.

Если проследить историю отношений Пекина и Брюсселя, то становится очевидным: именно ЕС всегда выступал главным катализатором этих отношений и главным их архитектором.  

 

Архитектура отношений ЕС-Китай

В настоящее время архитектура отношений ЕС-Китай состоит из нескольких уровней*12 – политический диалог, который включает, inter alia, диалог по правам человека; экономические и торговые отношения, включая секторальные диалоги, ключевые для экономических и социальных реформ; программа сотрудничества ЕС-Китай, инструмент, с помощью которого ЕС оказывает техническую помощь и содействие Китаю в развитии.

Первый компонент двусторонних отношений – политический диалог стал особенно значимым за последние годы. Лидеры встречаются раз в год, чтобы обсудить наиболее актуальные вопросы двустороннего сотрудничества. Наряду с ежегодными саммитами, проходит серия встреч на высоком уровне. Среди них: министерские тройки (один-два раза в год); встречи между председателем Совета по общим делам и внешним сношениям и послом КНР в стране-председателе ЕС (один раз за президентство), встречи между Министром иностранных дел Китая и главой Делегации ЕС в КНР (один раз за президентство). К этому добавляются стратегический диалог ЕС-Китай на уровне заместителей министра иностранных дел (один-два раза в год); встречи Тройки политических директоров (раз в год) и Тройки региональных директоров (раз в год).

Встречи на уровне экспертов включают консультации на высоком уровне по вопросам нелегальной миграции и торговле людьми, организуемые раз в год; проходящий дважды в год Диалог по правам человека. Согласно Сообщению Еврокомиссии 1995 года, «приверженность соблюдению прав человека и основных свобод лежит в основе внешней политики ЕС». Данный диалог дает возможность Евросоюзу выразить озабоченность нарушениями свободы слова, собраний и вероисповедания, применением пыток, смертной казнью и проблемами этнических меньшинств. По мнению ЕС, любое стратегическое партнерство должно основываться на «общих ценностях». С точки зрения Брюсселя, необходимо сделать акцент на вовлечении гражданского общества в построение стратегического партнерства.

На регулярной основе также проходят встречи по делам Азии, вопросам нераспространения и экспорта обычных вооружений.

Описанный механизм проложил путь для дальнейшего развития экономического сотрудничества. Но и само экономическое сотрудничество, в свою очередь, стимулирует политическую координацию между ЕС и Китаем.

Основой развития двусторонних экономических отношений, как уже упоминалось, является Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве 1985 года. Заседания Совместного комитета, созданного на его основе, проходят раз в год на уровне министров, старших должностных лиц и в рамках Экономической и торговой рабочей группы. В апреле 2008 года создан Экономический и торговый механизм высокого уровня. Он обеспечивает связи между Комиссией ЕС и Госсоветом Китая. Механизм функционирует на уровне вице-премьера, который занимается вопросами защиты прав интеллектуальной собственности, торговли, инвестиций и экономического сотрудничества. По своему формату он схож с Трансатлантическим экономическим советом ЕС-США. Главной его задачей является устранение дисбаланса в торговле между Китаем и ЕС (дефицит ЕС в торговле с Китаем составил в 2007 году 159 млрд. евро) и ликвидация торговых барьеров. По мнению многих аналитиков, если не будет решена проблема торговли в отношении с Китаем, то существенный урон будет нанесен двусторонним отношениям, а также стратегическому партнерству.

Наполнение отношений ЕС-Китай обеспечивают секторальные диалоги.  Они проходят на разных иерархических уровнях, от рабочего до министерского. В этот формат вовлечен широкий круг участников: официальные лица, политики, бизнесмены, частные компании.

Механизм секторальных диалогов охватывает более двадцати областей сотрудничества. К их числу относятся: сельское хозяйство, гражданская авиация, конкурентная политика, санитарные и фитосанитарные стандарты, таможенное сотрудничество, образование и культура, занятость и социальные дела. Далее следуют вопросы энергетики, окружающая среда, служба спутниковой навигации ГАЛИЛЕО, развитие информационного общества, макроэкономика и финансовые услуги, водный транспорт, сбалансированное региональное развитие, промышленная политика, наука и технологии, торговля, сотрудничество в области космоса, туризм, торговля текстильными товарами.

Все сложности взаимоотношений как в капле воды отражаются в диалоге по защите прав интеллектуальной собственности. Этой сфере, наряду с торговлей, уделяется огромное внимание.

С момента вступления Китая во Всемирную торговую организацию в 2001 году Пекин приложил огромные усилия, чтобы адаптировать национальное законодательство по защите интеллектуальной собственности к Соглашению по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС), центральному элементу правовой базы ВТО. Комиссия ЕС финансирует программу технического сотрудничества в области прав интеллектуальной собственности, которая поддерживает правоохранительные органы Китая. 30 октября 2003 года Китай и Еврокомиссия достигли соглашения по данному диалогу, его структуре, содержанию и частоте проведения. Соглашение было заключено между Директоратом по Торговле и Министерством Торговли Китая*13.

Диалог структурирован по горизонтальным и секторальным аспектам. В рамках горизонтального сотрудничества между Директоратом по торговле КЕС и Министерством торговли Китая обсуждаются несколько блоков вопросов. Они подразделяются на: a) обмен опытом между ЕС и Китаем по защите прав интеллектуальной собственности через координацию работы соответствующих агентств; b) обмен законодательным опытом; c) обмен опытом работы таможенных служб, полиции, административных и судебных органов по защите прав интеллектуальной собственности; d) обеспечение информированности общества о правах потребителя и правообладателей.

Диалог проводится ежегодно либо в Брюсселе, либо в Пекине. Общую координацию осуществляют профильный директорат Европейской Комиссии и Министерство торговли КНР. Участники диалога догладывают о положении дел Рабочей группе по экономике и торговле.

Данный Диалог также поддерживается Проектом ЕС-Китай по улучшению соблюдения прав интеллектуальной собственности в Китае*14. Проект с бюджетом в 10,85 млн. евро (вклад ЕС) и 5,425 млн. евро (вклад КНР) был начат 26 ноября 2007 года.

На практике это сотрудничество, рассчитанное на 4 года, реализуется в форме проведения конференций, семинаров, программ подготовки кадров по ряду ключевых областей:

•  совершенствование законодательства Китая в области уголовного, патентного, торгового, авторского права;

•  подготовка специалистов в области защиты прав;

•  совершенствование самого механизма защиты прав.

Для Евросоюза этот диалог имеет очень большое значение в силу того, что, по некоторым данным, около 60% всех поддельных товаров, продаваемых на европейском рынке, а, может, и больше производится в Китае*15.

Процедура проведения диалогов имеет достаточно гибкий характер. В качестве организационных форм используются специально созданные комитеты и рабочие группы. Созываются конференции. Проводятся ежегодные формальные встречи. Или организуются неформальные обмены.

Секторальные соглашения – это стабилизирующий элемент отношений, который помогает сбалансировать другие более чувствительные вопросы: права человека, миграция, переговоры по торговле.

Результатом функционирования секторальных диалогов стало применение Китаем стандартов Международной организации труда, бухгалтерской отчетности, забота о сохранности окружающей среды. Китай принял закон о конкуренции, который должен создать одинаковые условия игры для всех компаний: и китайских, и европейских.

По мнению ряда экспертов*16, отношения ЕС-Китай были движимы и продолжают быть движимы экономикой. С тех пор как двусторонняя торговля получила быстрый подъем и европейские компании вложили миллиарды долларов в быстро растущую китайскую экономику, ЕС стремился построить более согласованную политическую структуру для экономических отношений.

На пути к базовому соглашению

И Европейский Союз, и Китай за последние двадцать лет претерпели колоссальные изменения. ЕС, создав единую валюту, расширив состав до 27 государств-членов, производя самый большой ВВП в мире, стал ключевым игроком на мировой арене. Китай прошел путь важнейших экономических и социальных реформ, показал колоссальные темпы роста экономики. Вместе с внутренними реформами выстраивалась и архитектура двусторонних отношений.

Быстро растущие политические и экономические связи между Евросоюзом и Китаем заставили пересмотреть рамки сотрудничества. Во время проведения Шестого саммита ЕС-Китай в 2003 году лидеры согласились, что расширение и возрастающее число диалогов и консультаций на разных уровнях показали рост «зрелого партнерства» ЕС и Китая и усиление их стратегического значения*17.

Правовую основу двусторонних отношений до сих пор составляет Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве 1985 года. Созданный данным Соглашением Совместный комитет на практике доказал свою эффективность, но, по мнению сторон, уже выработал свой потенциал.

Согласно Комиссару ЕС по внешним сношениям Бенито Ферреро-Вальднер: «С момента взаимного признания ЕС и Китай изменились, изменились и отношения между нами. Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве просто не соответствует динамизму сегодняшнего партнерства. Настало время отразить отношения в новом амбициозном соглашении, которое приведет нас к полноправному стратегическому партнерству»*18.

Стратегическое партнерство как общая цель сотрудничества Китая и ЕС было определено на саммите в Гааге в декабре 2004 года. При этом следует отметить, что термин «стратегическое партнерство» так и не был пояснен сторонами. Стратегия европейской безопасности ЕС 2003 года, впервые упомянувшая о возможности такого рода отношений с Китаем, не объясняла, как и в каких сферах будет применяться стратегическое партнерство.

Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в одном из своих выступлений отмечал, что «стратегическое партнерство» означает «всестороннее, многоуровневое сотрудничество» в разных областях, основанное на «долгосрочных и стабильных отношениях», которые стоят выше «различий в идеологии и социальных системах» и не подвержены «влиянию частных случаев, происходящих время от времени». «Партнерство» определено как сотрудничество: «Обе стороны должны исходить из взаимного уважения и доверия друг другу. Стараться расширять сближающие интересы и находить общую позицию по основным вопросам и откладывать различия, по менее значительным»*19. Таким образом, китайское правительство попыталось сместить акценты с вопросов, где наблюдаются разногласия (например, в сфере прав человека), называя их частными, несущественными для выстраивания стратегии отношений.

На седьмом саммите, в 2004 году, стороны подтвердили, что будут продолжать изучать возможность заключения нового базового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, чтобы отразить продолжающееся развитие двусторонних отношений*20. В год тридцатилетия установления дипломатических отношений ЕС и Китай выразили надежду развивать в дальнейшем стратегическое партнерство и согласились, как можно скорее, дать начало переговорам по новому рамочному соглашению, чтобы отразить глубину стратегического партнерства ЕС-Китай*21. Во время саммита в Хельсинки в 2006 лидеры договорились начать переговоры по заключению нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое «охватит в полном объеме двусторонние отношения, включая усиленное политическое сотрудничество»*22. Одновременно было решено усовершенствовать Соглашение об экономическом сотрудничестве и торговле 1985 года. И это стало компромиссом, т.к. ЕС настаивал на новом и всеобъемлющем соглашении, а Китай всего лишь хотел модернизировать положения о торговле.

В июне 2007 года Смешанный комитет по экономике и торговле ЕС-Китай официально объявил о начале переговоров по пересмотру Соглашения 1985 года*23. По мнению экспертов, данные переговоры займут несколько лет, ну и, конечно, станут новым важным шагом в двусторонних отношениях.

Считается, что переговоры по базовому соглашению предоставляют ЕС возможность усилить стратегию в отношении Китая. ЕС надеется заставить Китай подписать casuals – стандартные статьи – по миграции, защите интеллектуальной собственности и «общим ценностям». По мнению ряда экспертов, ЕС не должен бояться делать увязок между своими возможностями влияния на Китай и требованиями к нему. Например, если китайцы хотят помощи от ЕС в энергосбережении и сокращении загрязнения, Евросоюз должен обусловить ее предоставление согласием Китая более активно вовлекаться в переговоры по изменению климата. Если Китай хочет, чтобы было снять эмбарго на поставки вооружений, он должен предпринять дополнительные усилия в области защиты прав человека*24, кроме того, Пекин должен сам усилить контроль над экспортом военных технологий. Если Пекин ищет поддержки у Брюсселя в программах регионального развития, он должен противодействовать нелегальной миграции и торговле людьми.

В том, что касается стратегического партнерства, главным видится создание механизма, способного ставить долгосрочные цели сотрудничества с одной стороны, а с другой – уже в настоящем времени предугадывать появление новых проблем. Например, уже сейчас способствовать решению вопроса о снятии эмбарго на поставки оружия, или возможных проблем в торговле текстилем.
Среди чиновников и специалистов как в Брюсселе, так и в Пекине популярно расхожее мнение, что, исходя из исторического опыта, саммиты как таковые не могут обеспечить стратегическое видение отношений между ЕС и Китаем. Каждый саммит прибавляет все больше задач к и так забитому списку планов. Станет ли очередной саммит ЕС-Китай решением существующих проблем или постановкой новых, мы узнаем уже в самое ближайшее время.

Максим Боков

*1 Agreement on Trade and Economic Cooperation between the European Economic Community and the People's Republic of China http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/treatiesGeneralData.do?step=0&redirect=true&treatyId=341

*2 http://ec.europa.eu/external_relations/china/docs/com95_279_en.pdf

*3 Communication from the Commission “Building a Comprehensive Partnership with China”. Brussels, 25.03.1998 COM(1998) 181 final

*4 Report from the Commission to the Council and the European Parliament on the implementation of the Communication “Building a comprehensive Partnership with China”

*5 http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2001:0265:FIN:EN:PDF

*6 2362nd Council meeting - GENERAL AFFAIRS - Luxembourg, 25 June 2001: China.

*7 Towards a Strategic Partnership: EU-China Relations // EPC WORKING PAPER, July 2005.

*8 David Shambaugh. China-Europe Relations Get Complicated // Foreign Policy, Center for Northeast Asian Policy Studies.

*9 Men Jing. EU-China Relations: from Engagement to Marriage? // College of Europe EU Diplomacy Paper 7/2008, November 2008.

*10 Более 100 тыс. китайских студентов учились в Европе в 2004 году, из них 45 тыс. – в британских вузах. Для сравнения в США – 60 тысяч.

*11 Сообщения Комиссии по отношениям с Китаем были выпущены в 1995, 1998, 2001, 2003, 2006 годах…

*12 Jing Men. Op. cit.

*13 http://ec.europa.eu/external_relations/china/docs/ipr_291003.pdf

*14 http://ipr2.org/

*15 Katinka Barysch, Charles Grant, Mark Leonard. Embracing the Dragon. .. The EU's partnership with China // Centre for European Reform.

*16 Ibidem.

*17 The Joint Press Statement of the Sixth Summit Meeting of the EU–China Leaders (30 October 2003), para 4, available at http://www.chinamission.be/chn/sgxx/t68500.htm.

*18 Stanley Crossick, Fraser Cameron, Axel Berkofsky. EU-China Relations towards a Strategic Partnership // EPC Working Paper, July 2005. – P.32.

*19 Jing Men. The EU-China strategic partnership: achievements and challenges // Policy paper No. 12. – P.6.

*20 See: the Joint Statement of the Seventh Summit Meeting of the EU–China Leaders (8 December 2004), para 6, available at http://www.fmprc.gov.cn/chn/wjdt/1179/t173757.htm.

*21 See: the Joint Statement of the Eighth Summit Meeting of the EU–China Leaders (5 September 2005), paras 2 and 6, available at http://www.fmprc.gov.cn/chn/zxxx/t210460.htm.

*22 The Joint Statement of the Ninth Summit Meeting of the EU–China Leaders (9 September 2006), paras 2 and 4, available at http://news.xinhuanet.com/world/2006-09/10/content_5071191.htm.

*23 News Press Office of the Chinese Ministry of Commerce, the Twenty-Second EU–China Mixed Committee on Economics and Trade Reached Consensus on 12 Points (18 June 2007), available at http://www.chinamission.be/chn/sgxx/t338288.htm.

*24 Напомним, что эмбарго на поставки оружия Китаю было введено в 1989 году после разгона демонстрации на площади Тяньаньмэнь.

№5(33), 2009

№5(33), 2009