Главная > Дневник событий > Политика > Евросоюз готов к переговорам с Россией о замене старого СПС

Евросоюз готов к переговорам с Россией о замене старого СПС

image_pdfimage_print

После того, как правительство Литвы сняло свое вето, Европейский Союз смог официально объявить о готовности начать переговоры по новому соглашению о стратегическом партнерстве с Россией.

Требования Литвы сводились, если вкратце, к пяти пунктам. Первое: закрепить обязательство России соблюдать требования, предусмотренные в Договоре Энергетической хартии. Второе: возобновить поставки российской нефти по участку трубопровода «Дружба» через территорию Литвы, который с 2006 года не используется в связи с ремонтными работами. Литовцы подозревают, что это дело нечистое и что замешана политика. Третье: принять декларацию об уважении «территориальной целостности» Грузии и Молдавии, «обеспечить конструктивное участие России в решении «замороженных» конфликтов» и увязывать прогресс в их урегулировании с отношениями ЕС с Москвой.

Четвертый ультиматум Литвы Москве: принять дополнительную декларацию о правовом взаимодействии, «чтобы восстановить справедливость и обеспечить конструктивное сотрудничество России со странами Европейского Союза в уголовных делах по событиям 13 января 1991 года в Вильнюсе и 31 июня 1991 года в Медининкай, а также в уголовных делах о пропавших без вести гражданах ЕС».

Наконец, пятое условие, выдвигавшееся Литвой для начала переговоров между ЕС и Россией: обязать правопреемницу СССР возместить ущерб лицам, депортированным из «оккупированных стран Балтии».

Шансы Вильнюса добиться согласия на выполнение всех этих предварительных условий от остальных 26 стран были невелики с самого начала. Как заявил официальный представитель МИД Словении Боян Брезегар, «ни одно государство не может ожидать, что все его требования будут включены в какой-либо документ. У нас есть 27 отдельных заявлений от 27 различных государств. Надо работать над всеми, чтобы добиться компромисса».

Компромисс был найден, и Литва вынужденно отказалась от своего вето. Сыграло роль то, что более весомые державы Евросоюза, в частности, из числа старожилов, настаивают не только на заключении нового СПС, но и на тактике постоянного дипломатического «ангажирования» Москвы, что позволяет оказывать на российское руководство хотя бы психологическое воздействие. Присутствует и субъективный фактор: Словения заинтересована в том, чтобы шесть месяцев ее председательства в ЕС были отмечены дипломатическим успехом перед саммитом Россия-ЕС в Ханты-Мансийске. По словам Бояна Брезегара, «это первая официальная встреча с президентом Медведевым. И мы действительно хотели бы начать его президентство и завершить словенское председательство в ЕС началом переговоров с Россией».

Между тем деликатным упреком в адрес России накануне саммита стало интервью главы представительства Еврокомиссии в Москве Марка Франко. У России, объяснил дипломат, обнаружено два слабых места – недостаток иностранных инвестиций и неважный имидж страны в глазах мирового бизнес-сообщества. По словам М.Франко, российская экономика страдает по полной программе от коррупции, а потому имеет «хрупкую модель», что пагубно сказывается на росте прямых иностранных инвестиций.

Известно, что в 2007 году в Россию поступило около 120,9 миллиардов долларов иностранных инвестиций (в 2,2 раза превышает уровень 2006 года). Правда, объем прямых инвестиций, то есть тех, которые идут не на спекуляции с ценными бумагами на бирже, а непосредственно вкладываются в производство и сферу услуг, в реальный сектор экономики, составил лишь около 27,8 млрд. долларов, что опять же в 2 раза больше, чем в 2006 году.

«Сейчас прямые иностранные инвестиции составляют 4,6% ВВП, но могли бы быть и больше», – пояснил свою мысль М.Франко. Он отметил, что основной объем денег идет в торговлю, строительство, сырьевые секторы, то есть «не в те отрасли, которые сделали бы Россию высокотехнологичной страной». Это понятно, равно как и такая констатация от Марка Франко: «Существуют неподтвержденные свидетельства, основанные исключительно на моем общении с бизнесом, того, что в России ухудшается ситуация с коррупцией». Все это, по его мнению, отражается на имидже страны.

Тем не менее, Евросоюз настроен на долгосрочное и содержательное партнерство с Россией. Хотя никто из аналитиков не берется предсказать, сколько времени займут споры и согласования по принципиальным и техническим аспектам будущего «большого договора».

Владимир МИХЕЕВ

№6(23), 2008

№6(23), 2008