По хельсинкскому счету


Саммит ЕC-Россия в финской столице стал камушком в ботинке, который скоро вытряхнут

Успешнее всего справился бы с ролью вестника-герольда, который отчитывается по итогам саммита лидеров ЕC и Российской Федерации, прошедшего 24 ноября в Хельсинки, неунывающий, оптимист, не лишенный остроумия и знания женской психологии дворецкий «прекрасной маркизы». Он уместил бы все, что осталось в сухом остатке после встречи, в одно емкое предложение: не удалось договориться о главном, «а в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хо-ро-шо».

Сверхзадачей саммита считалась отмашка для начала переговоров о подготовке нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), поскольку срок действия прежнего истекает 1 декабря 2007 года. Обязательным условием для старта переговорного марафона являлось согласие всех 25 государств. Все дали «добро», за исключением Варшавы, которая выдвинула два предварительных условия к Москве: ратифицировать Энергетическую хартию и отменить запрет на ввоз в Россию польского мяса и сельхозпродукции. Польское вето заблокировало договоренность о новой редакции СПС, что стало разочарованием, в первую очередь, для Кремля.

Не секрет, что европоцентристские симпатии президента России Владимира Путина в последние годы – вопреки всем конфликтам и недопониманию – проявляются все отчетливее. Его команда рассчитывает заключить не просто соглашение с ЕС, а Договор о стратегическом партнерстве, что могло бы стать поворотным пунктом в выстраивании привилегированных отношений. Утечка информации из Кремля, должно быть, не случайная, вскрыла планы – в будущем Договоре прописать перспективу создания «единого экономического пространства», а впоследствии и «зоны свободной торговли». Замысел масштабный, что свидетельствует о долгосрочной заинтересованности России в стабильных и предсказуемых отношениях с Союзом.

Этим планам пока не суждено сбыться, так что обеим сторонам приходится удовольствоваться скромным набором достижений. В ходе саммита было рассмотрено состояние «дорожных карт», которые предусматривают создание четырех общих пространств – экономического, внутренней безопасности, внешней безопасности и гуманитарного. Заодно подведены итоги выполнения Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях Россия–ЕС. Что еще? Россия пошла навстречу стародавним увещеваниям европейцев облегчить финансовую нагрузку на их авиакомпании – с них взимают плату во время транссибирских перелетов. В Хельсинки ударили по рукам: платежи за перелеты по новым маршрутам взиматься не будут, а рейсы по существующим маршрутам до 2010 года будут оплачиваться по старой схеме. Если учесть, что это было препятствием для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), то лоббисты вхождения России в эту организацию могут праздновать знаковую победу. Лидеры ЕС заверили, что поддержат скорейшее завершение многосторонних переговоров по присоединению России к ВТО.

Для преодоления споров вокруг поставок продукции из ЕС российская делегация выложила на стол в Хельсинки рационализаторское предложение: принять «единый экспортный сертификат». Как заявил Владимир Путин, Европейская комиссия «имеет мандат на разговор с Россией по импорту, и здесь говорит единым голосом, а по экспорту такого мандата нет».

Снова сделана попытка продвинуть вперед благородное дело «свободы передвижения» в масштабах большой Европы – от французского Бреста до азиатского Владивостока. Ожидается ратификация соглашений об упрощении визового режима и о реадмиссии, то есть взаимной выдаче незаконных мигрантов. В январе ратифицировать соглашение о реадмиссии обязуется ЕС, а там проглядывает заманчивая перспектива присоединения к режиму безвизовых поездок таких стран, как Исландия и Норвегия, задействованных в сотрудничестве с Россией в рамках регионального проекта «Северное измерение».

Кстати, интерес к этому проекту значителен, не случайно после саммита прошла встреча российских высших должностных лиц с представителями Норвегии и Исландии, которые готовы участвовать в реализации «дорожных карт» по четырем общим пространствам. Помимо безвизовых контактов они видят для себя выгоду в партнерстве с Россией в сфере транспорта, логистики, разработки технологий в области возобновляемой энергии и энергоэффективности. Словом, скандинавы и северные европейцы в целом (включая Финляндию) могут нежданно-негаданно оказаться в авангарде тех прагматиков, что готовы выстраивать эффективную и взаимовыгодную модель сотрудничества с Россией.

Польская подножка

Братья-близнецы Ярослав и Лех Качиньские, делящие власть в Польше, один – президент, другой – премьер-министр, по мнению многих российских обозревателей, несут ответственность за то, что хельсинкский саммит обернулся дипломатическим фиаско, как России, так и ЕС. Брюссельским чиновникам удалось в последнюю минуту уговорить поляков снять требование о присоединении России к Европейской энергетической хартии. Тем не менее, за мясопродукты братья Качиньские стояли и стоят насмерть, хотя речь не идет о собственно польском товаре – большая часть мяса, поступавшего в Россию через Польшу, реэкспортировалась из Индии и Китая. Но упорству близнецов есть простое объяснение.

Их партия «Право и справедливость» все еще держится у власти, хотя ее популярность заметно убавилась среди избирателей, во многом благодаря созданию правящей коалиции. Себе в компанию они взяли «польского Жириновского», как иногда называют Анджея Леппера. Его партия «Самооборона» своими мандатами подпирает шатающуюся партию-победительницу во главе с братьями Качиньскими. Цена солидарности – портфель министра сельского хозяйства, отданный А.Лепперу. Теперь должен быть понятен ажиотаж вокруг недопущения некоторых видов аграрной продукции на российский рынок. Польские фермеры получают от завоза мяса в Россию, своего или чужого – неважно, по одному миллиону евро в день. И за это и прямо, и косвенно отвечает А.Леппер.

Выходит, что сами Качиньские – заложники «польского Жириновского». И стоит им обидеть А.Леппера, как может пасть правительство, и назначены новые выборы, на которых их шансы взять верх – незначительны. Иными словами, дело не только и не столько в польском мясе, а и в желании братьев остаться во власти. Так личные амбиции польских близнецов легли противотанковым ежом поперек дороги к новым рубежам в партнерстве ЕС и России. И это – новая головная боль Брюсселя. Разбираться с Польшей придется Германии, которая с 1 января полгода будет председательствовать в сообществе.

Александр Рар, германский политолог русских корней, директор Центра Кербера по программам в России и странах СНГ при Германском совете по внешней политике, полагает, что «у ЕС есть очень сильный рычаг. Польша по-прежнему зависит от крупных дотаций со стороны Европейского Союза. Германия в этом году готова была выдать дополнительные суммы на поддержку польской экономики. За что, кстати, госпожу Меркель внутри страны довольно сильно критиковали. Теперь же Польша не может ожидать, что ей пойдут навстречу, раз она блокирует решение такой стратегической проблемы».

Москва продемонстрировала, что уверена в своей юридической и моральной правоте, и даже готова поднять ставки в этой польской игре в стиле кто кого переморгает. Еще в начале ноября в Европейскую Комиссию поступило уведомление, что Россия с января 2007 года запретит импорт мясных продуктов из стран ЕС, если не получит гарантий по качеству мяса из Румынии и Болгарии. Брюссель отреагировал споро: для запрета нет никаких оснований, поскольку в связи с заболеванием свиней в этих балканских странах экспорт их свинины запрещен. Тем не менее, Москва может сослаться на печальный опыт, когда запрещенная к ввозу в ЕС некондиционная индийская буйволятина выдавалась за польскую говядину.

Если Союз не обеспечит выполнение собственных инструкций, то Россия прибегнет к мерам, которые она считает адекватными. Потери будут велики: запрет на ввоз в Россию мясной, мясомолочной и рыбной продукции из Европы обойдется ЕС почти в два миллиарда евро в год.

Провал или заминка?

Хельсинкский саммит еще долго обречен быть предметом споров. Что это было – провал или всего лишь вынужденная заминка? Первым делом стоит уточнить: ничего катастрофического в том, что не начались переговоры о новой редакции СПС или о заключении Договора о стратегическом партнерстве, нет. Согласно прежним договоренностям, если ни Россия, ни ЕС не выйдут из СПС до 30 ноября 2006 года, то этот документ автоматически продлевается на год и, следовательно, правового вакуума не возникает.

Во-вторых, польский демарш не принесет дивидендов ЕС как единому субъекту международного права, напротив, эта история только еще резче обозначила раскол между «старой» и «новой» Европой. Если кто и возрадуется, так это только заокеанские конкуренты. Однако радость будет недолгой, потому что, по мнению Михаила Маргелова, председателя комитета Совета Федерации по международным делам, у «старой Европы» есть влиятельные аргументы, которые, конечно же, резко умерят амбиции неподготовленных к европейскому политесу, наспех принятых членов ЕС. И несъедобное в России мясо останется в пределах от Одера до Буга, газопровод, конечно же, пройдет по дну Балтийского моря, а Энергетическую хартию либо перепишут, либо она так и останется пустой бумагой в важных для Брюсселя энергетических отношениях с Москвой».

Не менее критично отозвался об итогах саммита для ЕС, но не для России, Сергей Караганов, председатель Совета по внешней и оборонной политике. По его разумению, «нынешнюю ситуацию, естественно, можно считать примером системного кризиса в ЕС, который сейчас, фактически из-за своего расширения и усложнения принятия решений, вынужден проводить внешнюю политику по низшему общему знаменателю». Есть немало свидетельств, что это всерьез беспокоит и «старожилов», и руководство ЕС.

В ходе саммита лидеры ЕС, хотя и отстаивали свои позиции рьяно и напористо, но стремились не перегнуть палку, рассказывал мне один из российских журналистов, наблюдавших все перипетии переговоров с близкого расстояния и беседовавший с видными фигурами из президентской администрации. По его оценкам, все участники понимали одно непреложное обстоятельство: экономический рост в России и растущий спрос на энергоресурсы делают весьма прочными переговорные позиции Владимира Путина – и с этим вынуждены считаться. Как заметил в свою очередь государственный министр в МИДе Германии, эксперт по России, Гернот Эрлер, «Россия стала более самоуверенной и более чувствительно относится к формулировкам, которые воспринимаются как высокомерные поучения».

Есть еще одна причина, заставляющая ЕС не идти на открытую конфронтацию с Кремлем. «У нас есть время до 2008 года…, – размышляет вслух Гернот Эрлер. – А кто придет после Путина, и в каком направлении пойдет тогда российская политика, мы не знаем. Мы думаем, что Путин сможет контролировать процесс избрания преемника, но мы не знаем, будет ли это способствовать последовательности российской внешней политики». Иными словами, в ЕС бытуют опасения, что с приходом нового руководителя Кремля акценты в российской дипломатии могут сместиться, притом и в географическом измерении, скажем, с Европы на Азию.

…Президент В.Путин в своем послесловии к саммиту прибегнул к мысли, уже использованной им в письме, опубликованном накануне этого события 23 ноября в лондонской «Файнэншл таймс». Запрет на завоз из Польши в Россию мяса из третьих стран и польское вето, по его мнению, – это чисто технический вопрос. И на итоговой пресс-конференции резюмировал: «Не нужно связывать технический вопрос с общим состоянием российско-еэсовских отношений. Такой экономический эгоизм делу не помогает и не поможет».

Никто, в том числе и в ЕС, пока не сумел одержать убедительную победу над «экономическим эгоизмом», на который часто списывают многие неудачи в интеграционном процессе. Евроскептики кивают именно на него и считают, что эта штука будет «посильнее «Фауста» Гете».

Встреча в Лахти: разведка боем

Реальный расклад сил и умонастроений в преддверии саммита ЕС-Россия в Хельсинки был прояснен в ходе неформальной встречи в финском городке Лахти. Здесь, словно во время боев без жалости профессиональных боксеров накануне чемпионских баталий, когда выясняется, кто чего стоит «по гамбургскому счету», произошла словесная перепалка, начатая с дальним прицелом лидерами ЕС. Они атаковали Владимира Путина дружно и с кавалерийским задором, пытаясь добиться от него согласия ратифицировать Европейскую энергетическую хартию. Но атака захлебнулась.

Застрельщиком выступила канцлер Германии Ангела Меркель. Она потребовала «обеспечить правовые гарантии иностранных инвестиций и четкие гарантии поставок энергосырья в будущем», для чего Россия должна принять на себя обязательства по Энергетической хартии и транзитному протоколу к ней. Для России это означало бы разрешить свободный доступ среднеазиатским поставщикам к российской национальной газотранспортной сети, а европейским компаниям – доступ к российским сырьевым запасам.

Владимир Путин дал понять, что чрезмерное вскрытие внутреннего рынка не в интересах российского бизнеса, а утрата контроля над энергетическим потенциалом, важнейшим козырем постсоветской России, и вовсе чревата тяжелыми последствиями, притом не только экономического характера. В то же время, отдельные положения хартии могут быть учтены и включены в будущее всеобъемлющее соглашение между ЕС и РФ. Точка. «Европа пытается получить более прямой, легкий, в идеале – ничем не ограниченный доступ и к российской территории в плане транзита энергоресурсов, и к самим энергоресурсам в плане их разработки. То есть, со стороны Европы отношение к России порой достаточно потребительское», – считает, к примеру, председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.

Понимание Россией своего интереса в плане контроля над энергоресурсами свело на нет усилия европейской «тройки». Однако эта «разведка боем» была полезна, поскольку обе высокие договаривающиеся стороны накануне хельсинкского саммита очень вовремя лишились опасных иллюзий. Стало ясно, где находятся минные поля – какие темы лучше протокольно обозначить, но не «продавливать» по ним конкретного решения. Так, Энергетическая хартия, по сути, получила обозначение «No Go Area»…

Владимир МИХЕЕВ

№5, 2006