Главная > Дневник событий > Политика > Слабые лидеры – слабый Союз

Слабые лидеры – слабый Союз

image_pdfimage_print

Руководство ведущих стран ЕС занято внутренними, а не европейскими делами

Замечено: в Европейском Союзе слабые правительства становятся очень принципиальными и несговорчивыми. Получится ли так в нынешний сложный период, когда почти все крупнейшие страны-участницы (5 из 6) в той или иной степени имеют слабое руководство? Беглого взгляда на их внутриполитическое положение достаточно, чтобы в этом убедиться. Традиционно лидировавший в Союзе франко-германский тандем давно не придает партнерам идеологический, политический и экономический импульс.

Самая большая страна ЕС – Германия, с прошлогодних парламентских выборов, не выявивших явных победителей, возглавляется большой коалицией. Этот довольно противоестественный союз извечных соперников – христианских демократов и социал-демократов – пробует решить назревшие и всегда крайне болезненные социальные проблемы: реформа рынка труда, налоговой системы и социального обеспечения. При этом партнеры ревностно приглядывают друг за другом, как бы тот не обошел на повороте и не пришел в более благоприятных условиях к следующему обновлению Бундестага в 2009 году. Пока опросы населения показывают, что вперед чуть-чуть вырываются то одни, то другие. Но такое неустойчивое равновесие не позволяет Берлину осуществлять твердое лидерство в ЕС.

Его извечный партнер в этой роли – Париж – запутался во внутренних интригах. Большие маневры перед президентскими выборами 2007 года привели к многосерийному скандалу вокруг люксембургской финансовой компании “Клерстрим”. В этой истории есть все – друзья-соперники (премьер-министр и министр внутренних дел), шпионские страсти, мнимые тайные счета, неизвестные доносчики, интриги промышленных верхов, полуправда и полуложь. Интрига разворачивается на сложном социальном фоне. Ровно год назад Франция прокатила Европейскую конституцию, потом вспыхнули населенные иммигрантами предместья крупных городов, совсем недавно бурлили студенты. До европейских ли дел Франции? Достаточен ли ее авторитет в глазах партнеров?

У еще одной страны-основателя ЕС – Италии, казалось, был шанс вновь прочно встать на ноги после довольно сложного периода отношений с партнерами при ее прежнем лидере Сильвио Берлускони. Тогда к Риму перестали особо прислушиваться в Брюсселе, а по финансово-экономическим показателям Италия оказалась среди худших в Союзе. Но апрельские парламентские выборы не дали убедительной победы левоцентристской коалиции “Союз” во главе с бывшим председателем Европейской комиссии Романо Проди. В результате его правительство в значительной мере зависит от сложных внутрикоалиционных равновесий (в блок входят 9 партий) и вынуждено учитывать капризы и претензии каждой.

В Великобритании с парламентской арифметикой у премьер-министра Тони Блэра на бумаге все в порядке: 353 депутата в Палате общин у правящих лейбористов против 283 у оппозиционных партий. Но с политическим доверием в обществе и в партии дела у главы правительства обстоят куда хуже. Всего 26% голосов лейбористы получили на недавних частичных выборах в местные органы власти в Англии. Пощечина была столь звонкой, что пришлось сменить ряд ключевых министров. Добавим скандалы с участием оставшихся или отставленных министров, растущую непопулярность участия Лондона в иракской авантюре США, что отражается на премьер-министре, давление его министра финансов Гордона Брауна, которому обещано место в премьерской резиденции на Даунинг-стрит, 10…

Наконец, Польша, крупнейшая из новых стран ЕС. Там положение, с точки зрения интересов Союза, вовсе складывается аховое. Мало того, что прошлой осенью в Варшаве пришла к власти популистская партия “Закон и справедливость” братьев-близнецов Качиньских. Недавно, чтобы обеспечить большинство в Сейме, правительство пошло на союз с откровенно радикальными и антиевропейскими партиями “Союз польских семей” и “Самооборона”. Варшава еще внимательнее стала смотреть в сторону Вашингтона в ущерб Брюсселю.

Эти четыре страны насчитывают 220 млн. жителей (48% от населения ЕС в целом), они располагают в Европейском парламенте 282 депутатами из 732 (38,5%). Как сможет ЕС проводить назревшие перемены, интеграцию, добиваться достижения сложных целей (например, превращения к 2010 году в ведущий технологический регион мира) при такой слабости лидеров ведущих государств? Как превратить Союз в глобального игрока в глобализированном мире?

… На этом фоне из ведущих государств ЕС лишь Испания выглядит исключением. Более благоприятные экономические показатели, перспектива урегулирования тянущегося много десятилетий конфликта с баскскими сепаратистами контрастирует с партнерами. Но что может Мадрид в одиночку?

Андрей СЕМИРЕНКО

Премьер-министр Польши заявляет о стремлении к интеграции в Европу
Премьер-министр Польши Казимеж Марцинкевич не считает, что вхождение в состав правительства партий-евроскептиков, выступавших против вступления страны в ЕС, помешает Варшаве “проводить активную политику внутри Союза”. “Недавно я встречался в Вене со всеми европейскими лидерами, но никто особой озабоченности не высказал, – заявил он в интервью итальянской газете “Коррьере делла сера”. – не впервые в европейской стране к власти приходят партии популистской направленности. Я вспоминаю Австрию. Наше положение идентичное. При этом программа моего правительства – усиление и оздоровление государственных структур и модернизация экономики – не меняется. Она поддерживается всеми партиями коалиции”.

№1, 2006

№1, 2006