Главная > Дневник событий > Право > Необходимы механизмы сверхбыстрого правового реагирования в ответ на новые угрозы

Необходимы механизмы сверхбыстрого правового реагирования в ответ на новые угрозы

image_pdfimage_print
В работе Мирового политического форума, проходившего 9 и 10 сентября в Ярославле, приняли участие несколько преподавателей МГИМО (У). С одним из них – директором Европейского учебного института, профессором, доктором юридических наук Марком Львовичем Энтиным – побеседовала корреспондент газеты «Международник» Наталья Златкина.

– Марк Львович, расскажите, какова была миссия делегации преподавателей МГИМО (У) на Мировом политическом форуме в Ярославле?

– Миссий было три. Во-первых, все мы принимали самое активное участие в подготовительных семинарах, конференциях, встречах на площадках как российских, так и зарубежных исследовательских центров. Поэтому на Форуме хотелось рассказать об уже полученных результатах. Оттолкнуться от них и попробовать продвинуться несколько дальше.

Во-вторых, в максимальной степени воспользовались предоставленной нам возможностью обменяться мнениями с коллегами по проблемам, которые были обозначены в качестве ключевых тем для обсуждения. Очень важен эффект «высекания искры». Когда есть спор, то видишь, где твоя собственная аргументация «хромает», где партнеры из других стран продвинулись в большей степени и на что следует ориентироваться как уже достигнутый уровень осмысления проблемы. В том, что касается тематики моей секции «Новые угрозы и концепция международного права». Здесь мы идём вровень: и в России, и в США, и в Европейском Союзе, и в других регионах вопросы ставятся примерно одни и те же. И размышления идут в сходном направлении. Правда, ответы даются разные.

В-третьих, Форум – это умножение контактов, договорённости о совместных проектах, исследованиях, публикациях, приглашение ведущей профессуры и практиков выступить у нас и получение заказов на чтение лекций за рубежом.

– Насколько ощутимыми, насколько значимыми будут последствия Мирового политического форума?

– Все зависит от активности его участников. От изобретательности организаторов, которые должны искать и находить новые площадки для продолжения дискуссии. От освещения обсуждаемых проблем в СМИ и «толстых» журналах. Возьмем мою секцию. На ней было заявлено несколько сюжетов, которые можно развивать.

Первое из возможных направлений – работа по проблеме соотношения «метасистемы», то есть совокупности императивных норм, высших принципов права и обычного договорно-правого инструментария в сфере регулирования международных отношений. По нему нужно действовать в опережающем режиме. Это требуется для надежного обеспечения нормального созидательного функционирования мировой системы.

Другое направление – рассмотрение того, как наши более общие рассуждения и выводы преломляются применительно к конкретной проблематике. Тема, которую подсказывает сама жизнь, – международная безопасности, системная безопасность и то, какой инструментарий дает для их достижения право. Как и каким образом его лучше использовать. Что нужно сделать для его модернизации. Ведь правовой инструментарий крайне разнообразен. Это процедуры и механизмы контроля. Толкования. Установления фактов. Их оценки. Принятия решений. Ответственности. Компенсации. Варианты сочленения различных моделей международно-правового регулирования. Его отражение в национальной правоприменительной практике.

Наконец, (условно) третье направление – ускорение процессов международного нормотворчества. Темп жизни, каскадность изменений сейчас на порядок выше, чем раньше. Появился целый ряд новых вызовов и потребностей. А, значит, необходимы механизмы сверхбыстрого реагирования, которые бы запускали сотрудничество субъектов международных отношений в ответ на новые угрозы.

– Каковы эти новые угрозы?

– Вы затронули обширную и сложную тему. Разрушительное действие одной из них только что испытали на себе все. Но с уверенностью сказать, что глобальный финансово-экономический кризис остался позади, что он не возобновится или не повторится в ближайшее время, мы не можем. Рисков слишком много. Они носят системный характер. О глубине некоторых из них мы даже не подозреваем.

А ведь есть и много других. Это риски, связанные с энергетическим, сырьевым, продовольственным, технологическим, валютным и прочими дисбалансами. Зачастую они не включаются в число угроз безопасности, под которыми, прежде всего, понимают риски политические. А напрасно. В упреждающем режиме следует реагировать и на них. Нужно своевременно купировать их обострение. Успевать и уметь это делать. Соответственно необходимо оттачивать и совершенствовать инструментарий более профессионального регулирования международных отношений.

Но у сообщества государства не получается пока эффективно реагировать и на давно известные, хорошо прогнозируемые угрозы. Пожалуй, самая страшная из них – расползание по планете ядерного оружия. Механизмы нераспространения устарели. Они дают сбой за сбоем. Они не работают. Их недостаточно. Если клуб государств, фактически обладающих ядерным оружием, еще больше разрастется, все мы станем заложниками нестабильного, непредсказуемого, чудовищно хрупкого мира.

Объединять усилия для предотвращения подобного развития событий нужно было вчера. Лучше позавчера. Может быть, и сегодня еще не поздно. Но в любом случае нужно действовать. Поэтому одним из первых шагов на пути перестройки и совершенствования системы безопасности в евроатлантическом регионе и в мире в целом должно стать создание центров совместной оценки существующих и перспективных рисков.

– Как организационно обеспечить реализацию этих и других идей о продолжении обсуждения, начатого на Ярославском политическом форуме?

– Естественной площадкой для продолжения обсуждения могут служить центральные и региональные университеты, исследовательские и учебно-научные центры Российской Федерации. Ведь в преддверии Форума там уже созывались мини-конференции, проводились экспертные встречи и мозговые штурмы. Работу в таких формах было бы желательно продолжить.

Другой, не менее продуктивной и привычной формой, являются публикации. В частности под заседание секции «Новые угрозы и концепция международного права» была подготовлена коллективная монография. Яркая. Сильная. Интересная. Хорошо бы, чтобы она имела продолжение. Чтобы за ней последовали другие. Чтобы они превратились в серию.

Не менее востребованным является также издание небольших энергичных аналитических докладов по отдельным конкретным проблемам. С ними и над ними даже легче работать. Их надо постоянно подбрасывать, как дрова в очаг, чтобы огонь дискуссии не угасал.

Но одного энтузиазма и желания отдельных экспертов для этого мало. Необходим организационный ресурс. Нужно, чтобы на прошедшие обсуждения отреагировали и Общественная палата РФ, и секретариат Мирового политического форума. Надеюсь, что такая реакция последует, и уже в скором времени. Если она будет задерживаться, то придётся предпринять дополнительные усилия для того, чтобы её инициировать. Со стороны российского экспертного сообщества желание работать в этом направлении имеется.  

– Что послужило толчком для обсуждения на Форуме проекта Договора о европейской безопасности?

– Вернее, тематики ДЕБа. Она выходит далеко за рамки какого-то одного проекта. С предложением о разработке такого договора президент России Дмитрий Медведев выступил примерно два года назад. Первоначальная реакция наших партнеров была весьма сдержанной. Но практика международных отношений подтвердила: выдвинутое предложение является более чем своевременным. Оно назрело.

Действующая в регионе безопасность – хотел сказать «система безопасности», но беда как раз в том, что системы нет – неадекватна потребностям. Неудовлетворённость испытывают все. В большей или меньшей степени. Хотя увещевания о том, что большую группу государств якобы все вполне устраивает, продолжают раздаваться.

Изменения обязательно последуют. Вопрос в том, какова будет амплитуда изменений. Насколько глубокими могут оказаться процессы трансформации, зависит от политической воли, которая потихоньку начинает просыпаться, от дипломатических усилий, которые последуют. Понятно только, что потребуется очень тонкая, очень напряженная работа по согласованию подходов и документов.

В евроатлантическом регионе действует целая группа структур безопасности. Каждая из них решает ограниченный круг вопросов. Такой организации, которая реально и эффективно обеспечивала бы безопасность для всех и реагировала на возможные угрозы изнутри и извне, нет. Задача – такую структуру создать. Оптимальным результатом должен стать договор. Либо всеобъемлющий. Либо состоящий из серии связанных между собой более узких соглашений по специальной и специализированной проблематике. На пути к такому результату возможны очень большие позитивные сдвиги в сфере международных отношений.

– Заметны ли были какие-либо позитивные сдвиги уже в ходе работы секций Форума?

– Подобные обсуждения – своего рода «градусник». Два года назад на нем была зима. Полгода назад он показывал лёгкую оттепель. Теперь, судя по работе секции, повеяло весной. Но до «летних месяцев», т.е. до активной фазы переговоров, а тем более до «осени», когда «собирают урожай», – еще очень и очень далеко.

Когда они настанут, зависит от государств, политиков, дипломатических служб. Экспертное сообщество может направлять, подсказывать. Но подменить лиц, принимающих решения, оно не в силах. Посмотрим, какая температура будет на градуснике, когда мы вновь окажемся в Ярославле через год.

– Одним из ключевых понятий минувшего Форума стала «модернизация». Как модернизируется образование в Европейском учебном институте в свете обсуждаемых проблем?

– Это уже совсем другой разговор. Модернизация, как правило, имеет две ипостаси. Первая заключается в ликвидации отставания по сравнению с имеющимся мировым уровнем. Европейский учебный институт работает, опираясь на имеющийся международный опыт и в полном соответствии с имеющимися мировыми стандартами. Наши партнёры являются либо единственными, уникальными в своей области, либо наиболее известными. Догонять кого-то или ликвидировать разрыв нам не нужно.

Вторая ипостась модернизации состоит в совершенствовании того, что уже имеется. Обучение должно быть построено таким образом, чтобы образовательный пакет постоянно обновлялся: актуализировались читаемые курсы, приезжали встречаться со слушателями политики и ученые первой звездной величины, повышалась интенсивность работы. С точки зрения отдачи от учёбы, а не количества учебных часов.

Мы на это и ориентируемся. Точно также как и все учебные подразделения нашего Университета. Все они работают в таком же ключе. Одновременно у каждого из них есть свои задумки, свои планы. Есть они и у нас. О них можно узнать из Стратегии развития Института на 2010–2013 годы. Но об этом в следующий раз.

© Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

*1 Интервью впервые было опубликовано 30.09.2010 г. на веб-сайте Мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности", который проводился под патронажем Президента Российской Федерации Д.А. Медведева 9-10 сентября 3010 года в г. Ярославле. Постоянный адрес статьи: http://www.gpf-yaroslavl.ru/viewpoint/Mark-Entin-Neobhodimy-mehanizmy-sverhbystrogo-pravovogo-reagirovaniya-v-otvet-na-novye-ugrozy.

№10(48), 2010