Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Цены и большая политика

Цены и большая политика

image_pdfimage_print
Последние недели новости из европейских стран иногда напоминали военные сводки. То в одной, то в другой из них начинались бурные акции протеста различных категорий работников – рыбаков или водителей большегрузных грузовиков, фермеров или таксистов. Время, методы действия, конкретные требования разные, причина одна: высокие цены на горючее. Некоторые выступления властям удавалось погасить локальными мерами, но проблема в целом остается нерешенной.

До последнего времени в ЕС удавалось контролировать последствия стремительного подорожания нефти и других энергоносителей. Этому способствовали многие факторы.

Например, высокий обменный курс евро по отношению к доллару США до конца 2007 года позволял амортизировать рост цен на баррель нефти: европейцы покупали его за все более дешевые доллары, а продавали своим потребителям за полновесные евро. С начала 2008 года динамика цен такова, что разница курсов валют больше не работает.

Важную роль сыграл давний учет опыта прежних нефтяных кризисов. Экономика и быт подстроены под эффективное энергосбережение. Это видно даже в пустяках. Войдите в подъезд многоквартирного дома в Риме или Амстердаме – вы не увидите постоянно горящего освещения. Нажмите расположенную у входа кнопку – и весь подъезд будет утопать в свете. Но недолго. Не успеете подняться в квартиру – не беда, можно много раз нажимать кнопку временного освещения. Представляете экономию в масштабе страны?

Определенное значение имеет также высокое налогообложение всего энергоемкого – начиная от мощных автомобилей, кончая самим бензином. Так, эксперты Международного энергетического агентства подсчитали, что европейские потребители уже давно платят за бензин на заправке столько, будто его оптовая цена уже составляет 200 долларов за баррель (на деле в начале июня пик достиг 138 долларов). Дело в том, что налоги – главная составляющая конечной цены на топливо для потребителей. Поэтому в Европе мало больших и слишком энергоемких автомобилей, в отличие от США или России. Попутно это помогает бороться с транспортными заторами и нехваткой парковочных мест и загрязнением воздуха.

Тем не менее, эти факторы перестали сдерживать проявление последствий роста цен на энергоносители. Движения протеста от Великобритании и Германии до Португалии и Греции – одно из проявлений новой ситуации. Власти на разных уровнях пытаются искать выход. Во Франции предложили снизить налогообложение энергоносителей, но партнеры отвергли эту инициативу, считая, что она будет поощрять потребление энергии, а не сдерживать его. Решать проблемы отдельных категорий невыгодно: это приведет лишь к умножению акций протеста других категорий работников. Возможное исключение – наименее защищенные категории населения. Пока мысль идет в направлении поиска путей поощрения еще большей энергоэффективности. Важную роль может сыграть, например, пересаживание еще большего числа людей на общественный транспорт с личного. Так, в Германии на развитие общественного транспорта правительство планирует выделить 5 миллиардов евро и еще 10 миллиардов – на субсидирование семей, которые устанавливают дома энергосберегающие электроприборы.

И все же дороговизна энергоносителей – устойчивая тенденция на предстоящий период и вряд ли ее сможет переломить даже экономический спад в Европе. Дело в том, что доступ к ресурсам становится все более ограниченным, а спрос формируется не только западными странами, но и быстрорастущими регионами Азии. Эти изменившиеся условия будут определять параметры грядущего развития, развития нового типа.

Андрей СЕМИРЕНКО

№6(23), 2008

№6(23), 2008