Косовский тупик

image_pdfimage_print

Небольшой кусок суши, затерянный в глуши Балканского полуострова и именуемый Косово, превращается в главную геополитическую головоломку для Европейского Союза. Весной 2007 года приближается давно откладывавшийся момент, когда надо решить судьбу этой территории.

Как показывают события, удовлетворительного решения не существует. Есть план спецпредставителя ООН, бывшего президента Финляндии Мартти Ахтисаари. Он предполагает фактическую независимость этого официально сербского края, 90% населения которого образуют этнические албанцы, но без использования слова «независимость». Сербскому меньшинству предлагают широкую автономию, на время сохраняется внешний международный протекторат над этой территорией, но это сути дела не меняет. Двухмиллионный край становится новым независимым микрогосударством.

Албанскому населению этого мало – оно хочет полной независимости и сразу. Сербия готова предоставить краю максимальную автономию – примерно такую, какую по плану Ахтисаари косовцы должны предоставить сербскому меньшинству. Но независимость – табу даже для тех сербских политиков, которые ориентируются на ЕС. Белград расценивает Косово как свою историческую и религиозную колыбель, что правда, но в последние десятилетия демография там сделала свое дело. При создателе послевоенной Югославии Иосифе Броз Тито (он был хорватом) этническое соотношение стало меняться в пользу албанцев, а после натовской интервенции в 1999 году множество, точно неизвестно сколько, албанцев из Албании перебрались в традиционно более богатое Косово и там легализовались. В результате этническое соотношение населения там такое, какое есть, и с этим ничего не поделать, к тому же этнические сербы продолжают оттуда бежать.

Утверждают, что политики, считающие себя реалистами, в том числе в Сербии, не возражали бы против раздела Косово – с передачей Белграду северной части края в районе города Косовска Митровица, где сосредоточена большая часть этнических сербов. Будто бы закулисно такая идея даже обсуждалась… Однако официально об этом говорить не хотят и такие слухи опровергают.

Наконец, есть позиция России, которая, во-первых, заявила, что намерена отстаивать права Сербии, в том числе в Совете Безопасности ООН, а, во-вторых, будет считать косовское урегулирование прецедентом для решения замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Пока с западной стороны внятных аргументов против такой увязки не прозвучало. Самым распространенным можно считать утверждение о том, что косовский конфликт уникален и специфичен (следует ссылка на демографическое положение и предшествовавшее натовской интервенции преследование албанцев сербами во главе со Слободаном Милошевичем), и что М.Ахтисаари ищет оригинальное решение именно этого конфликта, а не какого-то другого.

В ответ можно иронизировать, поучать, высмеивать, а также приводить солидные доводы и искать компромисс, но не достучаться – будем мудрее и воздержимся от полемики. Пока надо просто учесть наличие в этом деле российского фактора.

Брюссель в этой ситуации оказывается в сложном положении. НАТО разбомбила, оккупировала, и все. А Союзу расхлебывать косовскую кашу политически и экономически. Но как?

Идеальной была бы конструкция, предложенная известным британским специалистом Тимоти Гартоном Эшем, который рисует романтическую картину будущего всеобщего мира и счастья на Балканах. В 2014 году, в столетие убийства сербским националистом австрийского эрцгерцога в Сараево (современная Босния и Герцеговина), послужившего поводом для начала Первой мировой войны, проводятся церемонии по приему в ЕС последних остававшихся за бортом балканских стран, включая Сербию и Косово, в качестве 33-й и 34-й стран-участниц. После этого все они заживут в мире и согласии по общеевропейским правилам.

Все это красиво, но выполнимо ли? Конечно, процедура вступления в ЕС предполагает предварительную ликвидацию странами-кандидатами всех трений и проведение стандартизирующих (в хорошем смысле слова) реформ. До сих пор это срабатывало. Но все ли участники нынешнего косовского противостояния на это пойдут? Каковы будут последствия установления справедливости по отношению к угнетавшимся косовским албанцам за счет несправедливости по отношению к их бывшим угнетателям-сербам, поменявшимися ролями? Можно ли решать одну проблему, создавая на ее месте другую?

Словом, до стабилизации Балкан, расшатанных гражданскими войнами в бывшей Югославии, а затем натовской интервенцией в Косово, еще далеко. До 2014 года можно не успеть.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№3(9), 2007

№3(9), 2007